26 октября 2024 года Региональное Объединенное Движение "Русская Философия" приняло участие в научной конференции "Семнадцатые Феодоритовские Чтения" которое состоялось в городе Апатиты Мурманской Области.
Конференция проводится с 2006 года и названа в память о выдающемся христианском подвижнике, замечательном богослове и книжнике– преподобном Феодорите Кольском, в начале XVI века просветившем Евангельским светом земли Кольского Севера. В последние годы чтения стали крупнейшей гуманитарной конференцией в регионе собирая на своих площадках широкий и представительный круг ученых, исследователей, музейных и архивных работников из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Вологды, Архангельска, Петрозаводска, Мурманска и Мурманской области. В чтениях принимают участие ведущие специалисты в области истории, истории культуры и искусства, теологии и истории Церквей и других областей знаний.
В этот раз мероприятие было дополнено новой секцией “Наука и философия: от разделения к единству (о необходимости новых подходов в научных исследованиях)», организацией которой занималось культурное пространство “Солнце Севера».
Центральными темами секции стали: проблема конфликта научной, философской и религиозной картин мира, необходимость пересмотра парадигмальных оснований и высших целей научной деятельности, вопрос о высшем мировоззренческом синтезе, который бы мог гармонично соединить веру, науку и философию.
Точки зрения разделились до полярно противоположных и это делало дискуссию живой и напряженной.
Открыл мероприятие социолог, руководитель культурного пространства «Солнце Севера», г. Санкт-Петербург Николай Арутюнов, рассказавший о проекте «Кузница научной мысли» целью которого является привнесение в научный мир принципиально новой повестки, обновление метафизических оснований научной деятельности, глубокий анализ кризиса современной науки.
По мнению выступающего, сильная сторона проекта заключается в возможности обогатить мировую научно-техническую мысль мировоззренческими импульсами русской цивилизации, которая стремилась одухотворить область науки и техники
Эта мысль была продолжена в докладе философа, к. т. н. Дмитрия Евгеньевича Бондарева, вспомнившего о русских религиозных философах П. А. Флоренском и В.Ф. Эрне, стремившихся интегрировать во Христе все области человеческой жизни.
«Нужно найти технике особое место и вписать в наше культурно-цивилизационное мировоззрение» -- отметил выступавший.
Следующим выступил Роман Викторович Светлов д. ф. н., профессор, СПБГУ с докладом «Наука в представлении Платона и Аристотеля». Роман Викторович говорил о том, что вместе с физикой Аристотеля европейская наука утратила нечто принципиально важное.
Наука нового времени потеряла цель, потеряла качественную составляющую. В перспективе современного математического естествознания реальность растворяется в количестве, сбывается пророчество Джона Донна: «На атомы вселенная крошится, Все связи рвутся, все в куски дробится, Основы расшатались, и сейчас Все стало относительно для нас».
Секацкий Александр Куприянович (к. ф. н., доцент СПБГУ) в своем докладе «Проблема реальности возможных миров» отметил, что методы традиционной науки заходят в тупик на «левом крае» --познание квантовой реальности невозможно без разрушения познаваемого в результате чего мы имеем перед собой «мертвого кота Шредингера» и на правом флаге – сталкиваясь с миром субъектов, наука оказывается беспомощной.
Перед нами открывается иная возможность – обратиться к динамическим узорами возможных миров.
Психолог, директор ООО «ИПИР» Институт психонетических исследований и разработок, Бахтияров Олег Георгиевич, выступивший с докладом «Ограничения существующих когнитивных инструментов и их преодоление» говорил о преодолении когнитивных пределов сознания, которое требует радикального новых понятий и использование новых онтологий.
Докладчик обратил внимание на то, что мы все чаще сталкиваемся с явлениями, которые невозможно описать существующими научными средствами – к примеру явления синхронистичности К. Г. Юнга. У нас нет языка для описания целостности, нам необходимо научиться работать с непроявленным в сознаниями – областью смыслов как таковых, до их формализации.
По мнению Игоря Владимировича Евлампиева (д. ф. н., профессор, Санкт-Петербургский государственный университет (СПБГУ)), наука создала искусственную реальность своих отвлеченных конструкций и подменила ей «жизненный мир». В своем нынешнем виде она не сможет дать человечеству ничего по-настоящему важного – она ведет нас к будущему в котором роботы будут общаться с роботами, а человек окажется не при делах.
Эстафету перехватил Никита Киррилович Сюндюков, старший преподаватель РАНХиГС с докладом «Cлавянофильство и позитивизм: органическое как метафизическое». Докладчик рассмотрел генетическую связь между философами первой волны позитивизма и славянофилами. Никита Кириллович видит в вершине позитивизма – социальной физике или социологии явно выраженную идеологию в основе которого лежит дух секуляризма и культ науки. Тем самым позитивизм противоречит своей максиме «описывать, а не обьяснять» и создает новую наукоцентричную веру и метафизику.
Традиция славянофилов в лице А.С.Хомякова и Н.Я. Данилевского, дает самобытный ответ позитивизму: плоскому механическому познанию реальности она противопоставляет органическое познание, трансцендирующее нас за пределы природы, как рационально фиксируемой реальности и обращающее внимание на живую и вечную реальность в которой мы имеем дело не только с общим, но и с индивидуальным.
Тема метафизических оснований науки была продолжена докладом д.ф.н. Владимира Николаевича Катасонова «Наука и религия: невозможность синтеза, возможность коррекции».
Наука невозможна без метафизических парадигмальных предпосылок, которые находятся на предельной высоте, на уровне «водоразделов мысли», если использовать образ Павла Флоренского. В основе современного научного знания лежит математическая парадигма, которая принесла естествознанию множество плодов, однако оказывается беспомощной, когда мы пытаемся постигнуть жизнь, сознание, свободу воли, личность – явления, которые невозможно понять не обращаясь к духовному знанию, к религии.
Современная наука – это частное партикулярное знание, поэтому синтез науки и религии видится докладчику чем-то утопичным.
Философ Андрей Анатольевич Сафонов, научный руководитель РОД Русская Философия и преподаватель БФУ имени Канта дополнил тезис предыдущего докладчика:
«Первая половина моего тезиса: синтез науки и веры невозможен, если мы находимся на плоскости рацио. Вторая половина: синтез науки и веры возможен, если удастся подняться над этой плоскостью, совершить горнее восхождение духа».
В своем докладе Андрей Анатольевич рассказал о тех перспективах, которые открывают для синтеза веры, науки, философии и других областей человеческой деятельности идеи цельного мировоззрения будущего Павла Флоренского, призванного исцелить раны расколотого на не конгруэнтные осколки мира.
По мнению исследователя, Флоренский — это голос не из прошлого, а из будущего, и чтобы его идеи могли действительно дать плоды, они требуют авангардного творческого прочтения и развития.
«Флоренский – это дорога откровений, путь на метафизический Север, в точку где сходятся все противоположности».
Последовавший после доклад Ларисы Гречиковны Тоноян (к.ф.н. СПБГУ) «Неклассические логики в России в начале 20 века» продолжил тему восхождения над плоскостью рассудка. Павел Флоренский вплотную подошел к пределам возможностей формальной логики, выразив это в известной формуле истины как антиномии и, на первый взгляд, кажется, что вместе с классической логикой заканчиваются и пути достоверного познания мира, однако двадцатый век открыл перед нами пути альтернативных неклассических логик.
Следующий докладчик Медоваров Максим Викторович (к.ф.н. (ННГУ) )продолжил путь за горизонты очевидного, рассказав о перспективах которые открывает для русской философии неклассическая парадигма в физике.
Своего рода зеркальным, cимметричным для того печального образа науки, который нарисовал перед нами Игорь Иванович Евлампиев, стал образ софийной науки в докладе Кузьмина Андрея Александровича, старшего преподавателя ПСПбГМУ «София как энергия науки». София – грань миров, следы Божьего присутствия в сотворенном мире и искомый синтез возможен, если наука обнаружит свою глубинную софийную природу.
Происходившее на секции удивительно укладывается в образ, нарисованный Павлом Флоренским: доклады философов напоминали те самые не конгруэнтные осколки единой истины, которые вдруг удивительным образом начинали складываться в цельную мозаику при восхождении на более высокие уровни рассмотрения.
Все это очень резонирует с философским концептом Единой Карты разработкой которой сейчас занимается Движение «Русская философия». Основой картографии является проекция, однако всю полноту Истины невозможно свести ни к одной из плоскостей рассмотрения. Путь к гносеологическому исцелению в том, чтобы за многообразием разных проекций увидеть по-разному отражавшееся в них Единое.
Купно Заедино, Уважаемые Участники!
Вместе Заодно!