27 апреля, с 12 до 14 часов, в лектории штаба РОД «Русская философия» состоялся круглый стол «Революция искусственного интеллекта» (ИИ).
В 2023 году ИИ заявил о себе. Произошёл квантовый скачок в технологиях, и ИИ стал выполнять огромное количество новых функций: не только рисовать картины и отвечать на вопросы, но и писать книги.
Перед философами Движения встала задача – зафиксировать и описать это явление философским языком, найти и осмыслить место искусственного интеллекта в сфере культуры и науки. Ответить на вопросы, волнующие общество. Представляет ли ИИ опасность? Что значит это явление в контексте русской и мировой философии?
Директор РОД «Русская философия» Евгений Сергеевич Кирилловых, во вступительном слове, напомнил об идее английского философа Томаса Гоббса о том, что мышление есть вычисление.
«Если это так, то искусственный интеллект вполне может справляться с такой задачей, как мышление».
Дмитрий Владимирович Барановский, участник Движения отметил, что люди, которые занимаются ИИ, не могут оценить его нравственные качества, и в этом смысле, роль философии очень важна.
«Существует огромный массив науки. В науке есть правила, через которые нельзя переступить. Это очень ограниченный набор операций. Научное мышление использует 12-15 операций, если ссылаться на работы Зиновьева. Но за счёт этой ограниченности и формализованности создан мир технологий, в котором мы живём. Рядом с нами происходит множество событий и явлений, которые не описываются этими операциями. Тогда они провозглашаются ненаучными, но поскольку они есть и всегда нужны, время от времени социум создаёт некоторые структуры, которые выходят за рамки академичности и начинают работать с явлениями как таковыми. Возникают противоречия. Так, в СССР проводились исследования паранормальных явлений. Многие организации стали выходить из-под диктата академичности».
По словам Бахтиярова, язык ИИ грешит той же формализованностью и ограниченностью, которые сводятся к двоичной структуре.
Влияние ИИ на социальную структуру общества, по словам Бахтиярова, можно сравнить с научно-технической революцией в конце 19-начале 20 века, когда из-за появления автомобилей и самолётов без работы остались целые отрасли – извозчики и кареты, лошадиные хозяйства и т.д. Однако тогда большой трагедии не произошло, поскольку сегменты были не столь значимы. Теперь ситуация другая. Такие огромные сегменты, как автомобилестроение, основанные на научном мышлении, начинают переходить к ИИ.
«Это вызывает нервное состояние. Но общество, человеческое сознание – неизмеримо более сложная и тонкая структура, нежели те формы, которые у нас есть. Возникает вопрос – каким образом надстроиться над этим процессом, и начать им управлять… Возникает ключевой момент – технологии дошли до своего предела. Новых средств не возникает, потому что мышление дошло до своих пределов».
Способов управления текущей реальностью достаточно, и они базируются на ограниченном мышлении. Вот почему мы должны целенаправленно подойти к производству новых форм мышления, мыслительных операций. Мыслительная операция – не вычисление. Вычисление – лишь маленький сегмент мышления. Наша задача – создать новые средства мышления, более сильные, чем те, которые мы имеем. Это позволит нам не только надстроиться над ИИ, но и управлять им. Философия при этом начнёт порождать технологии намного более разнообразные, вовлечёт в себя методы работы с психикой. Среди исследователей в области новых форм мышления, Бахтияров выделил таких философов, как Вячеслав Моисеев и Андрей Смирнов.
Директор Бурятского Отделения РОД «Русская Философия» Алексей Юрьевич Гергенов отметил, что есть теории, говорящие о том, что сознание есть у любого предмета во Вселенной, и его степень повышается, в зависимости от того, насколько живое это существо.
«Такой подход многое объясняет и даёт нам надежду на то, что у ИИ появится в ближайшем будущем сознание, мышление, если уже не появилось».
Гергенов напомнил о гуманистической теории Ильенкова – о том, что вся Вселенная нацелена на создание человека, чтобы он познавал её. Не случайно, мозг – огромное скопище нейронов, количество которых превышает количество звёзд в видимой части Вселенной.
Задача, стоящая перед нами – найти экспериментальные способы подтверждения наличия сознания у ИИ, компьютеров. Это даст импульс к осмыслению собственных довольно сложных логических конструкций.
Илья Алексеевич Коноплёв, участник Движения, выразил своё отношение философии к проблеме ИИ.
"Первый вопрос – онтологический. Существует ли ИИ, или это выдумка?"
По мнению профессора факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, кафедры математических методов прогнозирования, Леонида Местецкого, компьютер можно считать ИИ лишь тогда, когда в хаотическом изображении линий он сможет узреть бабочку посредством воображения.
"В 2023 году компьютер, благодаря развитию технологий, нейросетей и огромному вниманию со стороны человека, преодолел барьер воображения, сумев распознать в картинках образы. Исходя из этого, 2023 год можно считать годом рождения ИИ".
Какие вопросы ИИ ставит перед философией? Наша задача – изучать и описывать его, взаимодействовать с ним. Если рассматривать ИИ с точки зрения Канта, то это планетарный ноосферный рассудок, который не чувствует, а только анализирует опыт. При этом, не испытывает его, а подводит его под понятия. Важно то, что человечество ему о себе сообщит, как оно выстроит с ним педагогические стратегии. Все эти вопросы поднимаются в передачах и книгах. Наша цель – сделать ИИ дружественным. Так происходит реорганизация отношений живой и неживой материи.
В целом, на вопрос о том, представляет ли опасность развитие ИИ для человека, участники круглого стола сошлись на том, что развитие ИИ, пусть даже и с революционными изменениями во многих сферах экономики и культуры – является не сколько вызовом и угрозой для человечества, сколько импульсом к раскрытию своего психического, информационного и энергетического потенциала.
Купно заедино! Вместе заодно!