Круглый стол «Итоги экспедиции “В поисках единого мышления”» Отчет о событии

4f7bf845 cb09 4274 94db 6fe7ea12d08c

30 июля в 11:00 состоялся круглый стол, посвященный экспедиции в Китай «В поисках единого мышления», организованный Региональным Объединенным Движением «Русская Философия» совместно с издательством «Русская Философия», которая состоялась в июне 2025 года.

Отправной точкой дискуссии стало подведение итогов экспедиции в Китай «В поисках единого мышления», организованной Региональным Объединённым Движением «Русская философия» совместно с Издательским Домом «Русская Философия», которая состоялась в июне 2025 года.

Экспедиция была задумана как культурная миссия с национальными контекстами и мировыми значениями, ее целями стали развитие русской, китайской и общечеловеческой культуры мышления.

Мероприятие открыл директор движения «Русская Философия» Евгений Сергеевич Кирилловых, кратко поделившийся концепцией итогами экспедиции.

Евгений Сергеевич рассказал о трех направлениях экспедиции:

1. Проект Русская идея на Восток посвящен, прежде всего, презентации итогов Больших Философских Соборов, посвященных русской идее, в контексте развития русской культуры мышления.

2. Проект "Новая Китайская Философия". Презентация русского концепта развития любой национальной философии в контексте развития китайской культуры мышления. В рамках проекта подготовлен билингвальный сборник «Новая Китайская Философия», в который вошли работы российских философов, посвященные наведению культурных и интеллектуальных мостов между двумя цивилизациями.

3. Проект "Соборное мышление". Презентация нового формата становления философской мысли в контексте развития общей культуры мышления.

e9fbdf2e 60c4 4b19 9cbc 35dffb75fc58

Первым докладчиком стал Вадим Маркович Розин, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института Философии РАН. Тема доклада: Тема доклада: «Методологические соображения о диалоге России и Китая»

По мнению Вадима Марковича, основой для российско-китайского диалога должно стать совместное размышление над глобальными проблемами и ситуацией, в которой находятся обе великие цивилизации.

Эту ситуации можно обрисовать следующим образом

1.Для России Запад часто выступал как зона ближайшего цивилизационного развития, как сейчас выступает для Китая.

2. Завершение модерна и становление future-культуры. И в России и в Китае происходит переосмысление отношения к природе. Перестает работать концепция Фрэнсиса Бэкона об овладении природой. Происходит кризис основных институтов модерна и назревает необходимость в новых.

3.На повестке дня формирование новой планетарной сетевой общности, новых планетарных способов решения проблема. Все более остро встает проблема сохранения жизни на земле.

e27b3209 e212 4ae2 b42e fdf7a2595b58

Следующей докладчицей стала Миронова Надежда Николаевна, доктор филологических наук, профессор МГУ им. Ломоносова. Тема доклада: «Рецепция художественной литературы как способ сближения русской и китайской культуры и философии»

По мнению Надежды Николаевны, перевод литературы является способом сближения разных наций. В связи с этим возникает проблемы выделения выявления одинаковых объектов исследования в сопоставляемых культурах. Сопоставляя все это, мы выходим на семантический уровень. Сегодня невозможно говорить о сугубо лингвистических, литературоведческих исследованиях. Современная компаративистика требует включения в рассмотрение все большего количества дисциплин, становится трансдисциплинарным направлением. Одна из интереснейших проблем – трансформация символов одной культуры в зеркале другой и отражение в них универсальных ценностей.

Надежда Николаевна высоко оценило выпущенный издательством «Русская Философия» в рамках экспедиции сборник «Новая Китайская Философия». По ее мнению, книга очень важна как вклад в формирование философского основания для диалога между русской и китайской культурами. Три раздела сборника соответствующие трем уровням китайской триады: небо, земля, человек могут рассматриваться как семантические поля, которые могут применяться в междисциплинарных исследованиях по компаративистике.

e3376289 ca06 4d62 b9d4 583bd5cd3261

Следующей докладчицей стала Маслова Анастасия Владиленовна, кандидат философских наук, заведующая кафедрой философских наук МГЛУ. Тема доклада: «Философско-теологические интуиции в русской и китайской философии».

Анастасия Владиленовна подняла проблему философского суверенитета в интеллектуальном дискурсе крайне важная и для русской и для китайской философии. И здесь фундаментально важными становятся базовые философско-теологические интуиции. Если заниматься компаративистикой русской и китайской философии, возникает вопрос сопоставления подобных интуиций в обоих культурах, который во многом упирается в проблему непереводимости.

Радикальное отличие русской философии от китайской в том, что русская философия инициирована христианской онтологией и христианской антропологией. В Китае этого нет.

Русской философии близка религиозная интуиция сердца, молчание исихии. В Китае мы тоже видим свою традицию аскезы, связанную с у-вэй. Между двумя традициями можно наметить линию диалога, учитывая принципиальную несводимость их друг к другу.

7c0ef86d 7611 4446 a5b6 7f152aebeefd

Следующим докладчиком стал Вячеслав Иванович Моисеев, доктор философских наук, профессор и заведующий кафедрой философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук МГМСУ им. А. Е. Евдокимова, сотрудник ИФ РАН. Тема доклада: «К теоретическим основаниям схемы У-син пяти первоэлементов»

Вячеслав Иванович поделился своим оригинальным конструктом на стыке китайской мысли и философии неовсеединства. В этом конструкте схема У Син соединяется с моделью полярного анализа и пять элементов становятся пятью базовыми векторными полярностями по которым текущий вектор совершает спиральный обход, приближаясь к вектору синтеза. В таком ракурсе схема У Син выступает как модель развития.

В видении Вячеслава Ивановича наиболее перспективным для сближения двух цивилизаций является не прошлое, а будущее, совместное создание новой интегральной философии и науки.

cb711647 3214 4680 b243 ace48294acf7

Круглый стол продолжил Владимир Владимирович Видеманн, писатель, свободный журналист. Тема доклада: «Русско-китайский философский диалог».

По мнению Владимира Владимировича, «информационная революция раскрыла перед исследователями и мыслителями громадный контент, не вмещающийся в узкие рамки сертифицированной академической традиции. Кроме того, новые технологии поставили перед человеком массу взрывных вопросов, от ответа на которые может критически зависеть будущее глобальной цивилизации.

Все это заставило русских и китайских философов, как лидеров интеллектуальных сообществ обеих стран, критически переоценить роль, как своих стран, так и национальных культур в контексте глобальных вызовов».

Областью сближения, по мнению В.В. Видеманна могут стать новые типы рациональности, сближение науки с мистическими традициями.

Владимир Владимирович, также поделился своими впечатлениями от сборника «Новая китайская философия». По его мнению, сборник является культурно-историческим фактом, своего рода интеллектуальным манифестом, приглашающим к размышлению.

81e7d143 0de3 4df2 817b 16a3980db763

Следующим выступил Ли Чжоу, аспирант социологического факультета МГУ. Тема доклада: «Взаимосвязь между законами развития общественных форм и развитием социальных структур с точки зрения исторического материализма»

Основные результаты доклада сводятся к следующим положениям:

Во-первых, хотя социализм выступает закономерным итогом капитализма, историческая практика подтверждает возможность непосредственного перехода к социализму в специфических условиях, минуя зрелый капитализм. Россия и Китай иллюстрируют подобный путь через мобилизацию коллективных форм собственности — российской сельской общины и китайской модели государственной собственности.

Во-вторых, установлено, что ключевым фактором «скачка» является сочетание определённых внутренних и международных условий: кризис мировой капиталистической системы, наличие пролетариата и революционной партии, способной обеспечить необходимые субъективные предпосылки.

6f05cb0a fdad 43a8 bca3 f26ac6f4938e

Круглый стол продолжил Ивченко Тарас Викторович, РГГУ, институт лингвистики. Тема доклада: «Целостность китайского мировосприятия».

По мнению Тараса Викторовича, при построении российско-китайского дискурса нужно опираться на мудрость традиции исправления имен: «если названия не соответствуют сущности, то и со словами неблагополучно. Если со словами неблагополучно, то дела не будут ладиться…в словах благородного мужа не должно быть неточности».

В контексте дискурса это означает необходимость предельной аккуратности при работе с терминологией, переводами. Мы должны понимать какие концепты возможны в традиционном китайском дискурсе, а какие нет.

Также необходимо принять марксистский тип мышления, как действительность, которую нужно учитывать, выстраивая диалог с современным Китаем.

2117f32a 3189 4cf0 858b 9620f9c5da8e

Последним выступил Андрей Анатольевич Сафонов, зам. директора РОД РФ, философ, писатель. Тема доклада: «Культурно-гуманитарная делегация «В поисках единой культуры мышления» как геофилософский импульс»

В докладе Андрея Анатольевича прозвучали наработки Движения в рамках проектов Единая Культура Мышления и Новая Китайская Философия.

Докладчик подчеркнул, что представляет собой открытый исходный код, в который можно вносить дополнения и изменения. Он скорее ставит вопросы, чем дает ответы, а также то, что разрабатываемый Движением концепт не является реконструкцией традиционной китайской мысли, а является новым концептом на стыке русского и китайского логоса.

Философская мысль – это движение, которое происходит не в вакууме, а в конкретных историко-географических координатах. Можно сказать, что она движется в неких культурных локальностях, которые изнутри воспринимаются как тотальности, т.о., что находящемуся внутри них кажется, что за их пределами в принципе не может ничего существовать.

Поэтому выход из нее влечет за собой создание новой культуры мышления, расширение геоисторических горизонтов приводит к расширению философских горизонтов.

В рамках проекта иным для русской философии становится великая китайская цивилизация.

Так возникает проект Новая Китайская Философия. Новая Китайская Философия – это самобытный русский взгляд на богатейшее наследие китайской мысли.

Для выстраивания пространства коммуникации выстраиваются три измерения: небо -- ценностный уровень, человек - уровень на котором сопоставляются антропологические модели, выстраиваются горизонтальные, геополитические связи между цивилизациями, земля – уровень на котом находятся наука и техника, которые должны занимать правильное, подчиненное человеческому и небесному место. Наука и техника не должны их аннигилировать, как часто происходит в западном дискурсе.

На этом круглый стол завершился. Гостями был отмечен высокий уровень мероприятия, широкий охват тем.

Нужно отметить, что круглый стол, хоть и был посвящен подведению итогов экспедиции «В поисках Единого Мышления» в большей степени обращен в будущее и на него можно посмотреть как на проложение путей к будущим исследованиям. Прозвучавшие доклады войдут во второй сборник Новая Китайская Философия, который, в свою очередь, будет не завершением, а еще одним шагом в разработке проекта.

Важное само по себе наведение коммуникации с китайской цивилизации, является в тоже время шагом к фундаментальной для Регионального Объединенного Движения «Русская Философия» теме «Единая Культура Мышления», которой будет посвящен Четвертый Большой Философский Собор, который состоится в ноябре 2025 года.

Купно Заедино!

Вместе Заодно!

Ссылка на трансляцию в VK: https://vkvideo.ru/video-167922580_456239660