Круглый стол «В поисках единого мышления» Отчет о событии

Круглый стол «В поисках единого мышления» Отчет о событии

Круглый стол «В поисках единого мышления».

30 мая 2025 года в 11:00 (мск) состоялся круглый стол «В поисках единого мышления». Мероприятие было проведено в рамках проекта Регионального Объединенного Движения «Русская философия» «Развитие культуры мышления» и культурно-гуманитарной миссии в Китай «В поисках единого мышления», которая стартовала 1 июня 2025 года.

Уже несколько лет в движении разрабатывается направление «Развитие единой культуры мышления», в котором осмысление философии других стран становится основанием для развития новой культуры мышления, преодолевающей культурные и национальные различия.

Одним из плодов этой работы является проект под названием «Новая Китайская Философия», который представляет образец русского мышления в отношении китайской философии. Круглые столы, семинары, периодические встречи и обсуждения на протяжении нескольких лет позволили нам собрать богатый материал, на основе которого подготовлен к изданию сборник «Новая Китайская Философия», куда вошли работы русских и китайских мыслителей.

По итогам этой работы было принято решение о рабочей поездке в Китай в июне 2025 года с целью развития философского диалога между двумя великими цивилизациями. Учитывая большие стратегические задачи, сформулированные по итогам прошедшей встречи на уровне глав государств России и Китая, мы считаем направление «Развитие единой культуры мышления» важным вкладом в развитие цивилизационных отношений, так как в основании сотрудничества находится мышление, качество которого и определяет взаимодействие.

53621bb7 fa75 44e5 afaa fc2426543ef5

Мероприятие началось с приветственного слова команды Движения. Кирилловых Евгений Сергеевич, директор РОД «Русская Философия», поприветствовал участников круглого стола и сообщил о культурно-гуманитарной делегации в Китай «В поисках Единого Мышления». Были обозначены цели экспедиции:

1.     Это культурная миссия с национальными контекстами и мировыми значениями.

2. Это развитие культуры русского мышления и русской мысли.

3. Это развитие культуры китайского мышления и китайской мысли.

4. Это развитие культуры единого мышления и всемирной мысли.

Также Евгений Сергеевич рассказал о проекте движения Новая Китайская Философия, в рамках которого в августе 2024 прошел круглый стол 29.08.2024 в Институте Китая и Стран Азии РАН, а также проводились совместные исследования в чатах Движения. По итогам этой работы был выпущен сборник статей Новая Китайская Философия на русском и китайском языке.

Эстафету перехватил Андрей Анатольевич Сафонов, заместитель директора РОД РФ, философ, писатель, кратко рассказавший о трех ключевых проектах миссии: «Русская идея на Восток», «Новая китайская философия», « Соборное мышление». В контексте первого проекта русская идея рассматривается как уникальное цивилизационное послание России, второй представляет собой самобытный русский взгляд на богатейшее наследие китайской мысли, в третьем ключевое для русской философии понятие соборность становится основанием для новой культуры мышления, переходом от частной точки зрения к соборной «сфере зрения».

fb990635 e7df 4766 9772 ed5016917dd3

Далее Юлия Петровна Зубарева, методолог, заместитель директора РОД «Русская Философия» рассказала о проекте «Развитие единой культуры мышления» в контексте меморандума о сотрудничества России и Китая.

9ef75cf0 effa 40e9 a51d 60c4e66539a2

Вводную часть завершил Дмитрий Сергеевич Батков, руководитель московского отделения РОД «Русская философия», отметивший, что в основании сотрудничества России и Китая должны лежать похожие стандарты мышления, над развитием которых и работает движение.

Также Дмитрий Сергеевич сообщил о том, что движением направлено обращение на имя Президента Российской Федерации с целью привлечения государственного внимания к общечеловеческому проекту «Развития единой культуры мышления».

aa332497 f031 4e2b b174 094bb92f5b0c

Первым докладчиком стал Вячеслав Иванович Моисеев, доктор философских наук, профессор и заведующий кафедрой философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук МГМСУ им. А. Е. Евдокимова. Специалист в области философии науки, методологии науки, философской логики. Тема его доклада: «Символы интегральной науки в традиционной китайской философии».

По мнению Вячеслава Ивановича, многие идеи традиционной китайской философии хорошо кореллируют с идеями интегральной науки, направленной на преодоление междисциплинарной раздробленности и формирование целостной картины мира.

Докладчик обратил внимание прежде всего на следующие идеи: учение об Абсолютном – учение о непроявленном и проявленном Дао, великом пределе Тай Цзи, учение о числах как о первых делениях Абсолютного – китайская нумерология, пятичленный цикл У- Син, учение о полярностях.

В своем целостном подходе к реальности китайская философия сближается с русской традицией всеединства, продолжателем которой является Вячеслав Иванович и в которой он видит основание для новой интегральной науки.

5ed707e8 2242 4814 a0cb 07a9bb45b61b

Следующим докладчиком стал Бронислав Брониславович Виногродский, российский китаевед, писатель, поэт, общественный деятель, переводчик основополагающих китайских текстов.

Тема его доклада «Традиционное китайское восприятие времени и его роли в формировании современного сознания китайца».

Бронислав Брониславович рассказал об уникальном организмическом понимании времени в традиционной китайской медицине, об особой логике соответствий, образных рядов, где процессы в человеческом организме соотносятся с космологическими процессами. По мнению докладчика, для понимания китайской медицины важно создать систему описания времени, в котором тело является главным проводником темпоральности. Китайская календарная математика является основой китайского представления о здоровье.

7fcb3dce 1cac 47e6 921b ee22f79e11e1

Следующим выступил Вадим Маркович Розин, доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института Философии РАН. Тема: «Цигун: китайские смысловые обертоны»

Свой доклад Вадим Маркович посвятил осмыслению традиционной китайской практики «Цигун». Свое понимание древней практики докладчик строит на концепции схем и реальностей. Подавляющее большинство действий, движений, мыслеформ Цигун отличаются от привычных. Практикующему эту традицию приходится создавать новые схемы, которые выстраивают новую «пирамиду реальности», обуславливающую жизнедеятельность новой здоровой личности.

b5b12aa0 2e61 45b1 a6e4 9cfab9dfbc8f

Следующим докладчиком стал Владимир Владимирович Видеманн, писатель, свободный журналист. Тема его доклада: “Технологический детерминизм в свете мультикультурной повестки”

Доклад был выстроен вокруг проблемы творческого диалога западной и восточной мысли. Если первая была преимущественно направлена на освоение внешней, материальной реальности, то в китайской традиционной мысли «доминировала интроскопия как самонаблюдение человека, связанное с постижением принципов внутреннего бытия». «После Синьхайской революции (1911) в Китае началось системное изучение западных наук, но при этом интерес населения к традиционной гуманитарной культуре, особенно под влиянием культурной революции, стал снижаться». Однако сегодня отношение к традиционной культуре изменилось – «из врага «пролетарской революции» она превратилась в источник национальной гордости, опоры идентичности и даже инструмент государственной модернизации». Технологический и экономических успех современного Китая докладчик связывает с успешным синтезом двух культур.

Завершающим стал доклад Андрея Анатольевича Сафонова, заместителя. директора РОД РФ, философа, писателя «О Новой Китайской Философии как оригинальном проекте РОД «Русская Философия».

В докладе обобщались наработки Движения в рамках проекта Новая Китайская Философия. Философия всегда является выходом за пределы – говорит докладчик, – одним из главных пределов является язык, определяющий наше мышление. Выходя за пределы родного языка, философия находит там иное. Так рождается Новая Китайская Философия как самобытный русский взгляд на богатейшее наследие китайской мысли. Новая Китайская Философия это не что-то завершенное, она представляет собой интеллектуальное пространство для совместного философского творчества. Это пространство задается тремя направлениями:

1)     Небополитика, понимаемая в Движении, как возвращение в политику «вертикального» ценностного измерения, соответствующему китайскому Тянь;

2)     Единая Судьба Человечества – новый взгляд на взаимодействие человеческих цивилизаций, предполагающий их гармоничное взаимодействие, сохраняющее уникальность каждой культуры;

3)     Космотехника – новое понимание технического, в котором оно должно занять свое правильное место в культурном космосе цивилизаций («техническое должно подчиняться человеческому, а человеческое небесному»).

9e1e9dad 4d47 4216 b6b7 7de756d34370

Завершая мероприятие, директор РОД «Русская Философия» Евгений Сергеевич Кирилловых назвал круглый стол ценнейшим вкладом и зачином в начало экспедиционного исследования в рамках проекта «В поисках единого мышления». Прозвучавшие доклады станут украшением сборника, который будет издан по итогам экспедиции. В течение июня представители Движения будут в Китае и постараются получить обратную связь о наших наработках от китайских философов. Подобного рода исследования являются ценным вкладом в развитие межцивилизационного взаимодействия, потому что именно качество мышления определяет качество подобного взаимодействия.

Подводя итоги мероприятия, можно уверенно сказать о том, что формирование Единой культуры мышления действительно является актуальным вопросом, как в контексте межцивилизационного взаимодействия, так и в контексте развития русской философии. Надежду на успех нашего исследования дают добрая воля и живой интерес участников дискуссии и наличие общих тем в философском диалоге России и Китая: диалог традиции и современности, будущее цивилизаций, актуальные проблемы антропологии, осмысление технического, интегральная повестка в науке и многое другое.

Купно Заедино!

Вместе Заодно!