25 декабря состоялся итоговый круглый стол в рамках проекта "В поисках истинного Канта" Регионального Объединённого Движения "Русская Философия".
«Памятник пути или путь памятника» — с помощью такого нестандартного названия мы попытались ухватить ту универсальную форму, которая бы могла объять все многообразные содержания нашей годовой кантианы.
Начал мероприятие директор Движения Евгений Сергеевич Кирилловых. В своём приветственном слове он кратко рассказал о формате и целях проекта "В поисках истинного Канта" среди которых привлечение внимания широкой общественности к наследию философа и в особенности к малоизученным аспектам его творчества и предложил посмотреть на наше исследование как на философскую экспедицию.
Эстафету перехватил Олег Георгиевич Бахтияров, исследователь, психолог, создатель психонетики, директор института психонетических исследований и разработок. Олег Георгиевич в своем докладе — “Иммануил Кант: взгляд из двадцать первого века” предложил сосредоточиться на идее Канта о разделениеи реальности на познаваемую и непознаваемую («вещь в себе»).
Сегодня это разделение приобретает не только теоретический, но и операционалистский характер.
«Работы Канта в 19 веке установили непреодолимые границы. А в 21 веке эти границы — повод искать способ их преодоления».
Тема преодоления границ сознания была продолжена в докладе «Принципы посткантовской научной гносеологии» профессора, д-ра философ. наук Вячеслава Ивановича Моисеева.
Вячеслав Иванович предложил посмотреть на Канта как на основателя революционной Windows-онтологии, в которой некоторые локальные фрагменты всеединого бытия-сознания (теоретический разум, практический разум и т.д.) подобно всплывающим окнам становятся тотальными и наоборот тотальное может быть свернуто в некую локальность. Здесь предвосхищение классиков немецкой диалектики и уникальный метод познания мира далеко не все возможности которого исчерпаны.
Профессор, д-р философ. наук, директор кантовского фонда Ирина Сергеевна Кузнецова обратилась к измерению памяти нашего проекта и поделилась почти детективной историей оригинальной скульптуры Канта, бесследно потерянный во время Второй Мировой Войны.
Однако на самом деле памятник найден — утверждает профессор, — по инициативе графини фон Денгоф и благодаря усилиям энтузиастов в 1992 году возле Калининградского университета была установлена точная копия оригинальной скульптуры, восстановленная по точным формам, сохранившимся в мастерской Рауха.
И самое главное — памятник абсолютно реален в сознании всех неравнодушных, подобно тому как Сикстинская мадонна не менее реальна в сознании миллионов чем на полотне в Дрезденской Галереи.
В своем докладе "О некатегорияности категорического императива" Владимир Николаевич Катасонов, д-р философских наук, д-р богословия, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, говорил о неэффективности этики Канта в стране Достоевского.
«Категорический императив Канта не является убедительным для страны Достоевского. Когда к тебе подходят с ножом к горлу, а ты ему объясняешь, что ты неправильно поступаешь, ты должен поступать, чтобы все так поступали, он может, ведь согласится: хорошо, меня это устраивает, пусть все так поступают. Категорический императив Канта также имеет квазирелигиозный характер».
Доклад вызвал оживленную дискуссию Владимира Николаевича и профессора Ирины Сергеевны Кузнецовой.
Следующий докладчик — философ, переводчик, исследователь наследия Восточной Пруссии Илья Спесивцев в докладе “Текстологический ландшафт критики чистого разума и мосты в никуда” предложил посмотреть на текст Критики Чистого Разума как на многомерный палимпсест.
Первый его слой — это философский портрет Платона и Аристотеля, второй — средневековый схоластический трактат, изыск научной латыни, третий — детище немецкого языка, продолжение того что проявило себя в философии Экхарта и Лейбница, четвертый — текст в котором Кант выступает как галантный англичанин с утонченным юмором.
Доклад Андрея Анатольевича Сафонова, руководителя проекта "В поисках истинного Канта", заместителя директора РОД Русская Философия, преподавателя БФУ имени Канта " Иммануил Кант: памятки в пути или путь памятника" стал подведением итогов, поиском той самой универсальной формы, которая могла бы вместить все содержания нашей русской кантианы.
"Если мы и имеем дело с гармонией в нашем проекте, то это гармония Гераклитовых лука и лиры, создаваемая антиномическим сопряжением полюсов"
"Кант интересен нам как философ который утонченно напоминает нам о том, что мы можем найти заглянув в самих себя: о непреложных истинах математики и непреложном нравственном миропорядке, о сокровенном внутреннем "человеке в себе", в конце концов о том, что в мире всегда будет оставаться тайна, вся вселенная — некая загадка в которую мы заброшены и потому наше подведение итогов — это только начало пути по бесконечному философскому лабиринту".
Подводя итоги круглого стола, директор Движения подтвердил, что проект будет продолжен в следующем году.
Среди прочего мы планируем издать сборник лучших докладов проекта, а также написать коммунитарный текст как некую ментальную экспедицию в котором мы бы углубили наше видения философии Канта как соединительной философии, моста между Западом и Востоком и в которой бы мог принять участие любой желающий.
Также появилась идея поставить на будущих круглых столах "концепт -памятник сознанию" и совершить поворот "вещи в себе" на 90 градусов.
Подробности последуют в грядущем 2025 году.
В нашем читателям мы желаем, чтобы он действительно был новым и каждый нашел свой путь в философском лабиринте.
Ссылка на видеозапись конференции:
https://vkvideo.ru/video-167922580_456239637