27-го марта в 16-00 состоялся Круглый стол, организованный РОД «Русская философия» и посвященный этике Иммануила Канта. «Категоричекий императив Канта и современные коммунитарные практики» - так философы сформулировали тему своей мартовской встречи.
Мероприятие открыл Евгений Сергеевич Кирилловых, директор Регионального Объединенного Движения «Русская философия». Он рассказал о планах Движения, связанных с юбилеем великого философа и проекте поиска подлинного памятника Канту в Калининграде.
Участники круглого стола обсудили философию Канта, а именно этическое учение философа и различные формулировки категорического императива, приведённые им в «Критике практического разума». Областью исследования встречи стала применимость этической доктрины прусского философа в современной ситуации.
Открыл круглый стол доклад профессора БФУ имени И. Канта Ирины Сергеевны Кузнецовой. Тема доклада была сформулирована так: «Кант и Россия – по следам уничтожения музея Канта». В своем докладе Ирина Сергеевна рассказала об истории взаимоотношений кенигсбергского мыслителя и России, историю присяги российской императрице, встречи с Николаем Карамзиным. На фоне этих фактов Ирина Сергеевна задала вопрос – насколько сам Кант был носителем и примером своей этической философии, как его позиция проявилась в фактах его собственной жизни.
Вторым докладом стало выступление молодого переводчика трудов Канта Евгения Творогова. Евгений пришел к философии Канта самостоятельно и почувствовал вдохновение посвятить свое свободное время новому переводу первой критике на русский язык. По словам докладчика, старый перевод грешит тем, что не проясняет, а наоборот, затемняет мысль просветителя. Такие термины как «внешняя чувственность» и «внутренняя чувственность», «представления», «рассудок», «схемы» в наше время нуждаются в переформулировке. В данный момент автор заканчивает первую редакцию своего перевода и в скором времени сможет его опубликовать.
Зам директора РОД "Русская Философия" Коноплев И.А.(слева), директор РОД "Русская Философия" Кирилловых Е.С. (справа).
После выступления Евгения, слово взял Илья Алексеевич Коноплёв, заместитель директора РОД «Русская философия». Он процитировал отрывок из «Критики практического разума» и сравнил его с отрывком из «Фрагментов» Новалиса, где говорится о любви к самому себе как основе для любви к другому. Илья Алексеевич предложил проанализировать формулировку категорического императива и применить его не только к внешнему человеку (другому), но и к внутреннему человеку (самому себе). Выводы докладчика были довольно простыми – категорический императив дает нам понять, что человек - это проект, это то, что нуждается в сотворении, и сотворять человека необходимо с себя. Строгое внимание к себе и строгая любовь к себе – это залог развития и филантропической деятельности.
Самым необычным по форме стал доклад Андрея Анатольевича Сафонова «Категорический императив в воображаемой переписке Канта и Гофмана: между разумом и сердцем". Докладчик тяготеет к художественной прозе, нежели к научному строгому дискурсу и это объясняется той проблематикой, которая его интересует в философии. Ведь этика и этические проблемы – это задачи сердца, а не разума. Так считает Андрей Анатольевич, и в этой позиции он сходится со столпами русской религиозной мысли: Булгаковым, Флоренским и Соловьевым. Воображаемая переписка Канта и Гофмана, легшая в основу доклада, как раз и поднимала темы переживания, чувствования, доброго сердца – темы очень близкие именно русской философии.
Заключительным в серии выступлений стал доклад Виктора Петрович Лега, кандидата философских наук, доцента Свято-Тихоновского гуманитарного университета, "Апологетическое значение учения Канта о категорическом императиве". Виктор Петрович поднял вопрос о философии Канта как религиозной философии. Особое внимание доклада было обращено на проблематику бессмертия души. Выводы Виктора Петровича были такими: не смотря на свою гносеологию и мнимое отрицание свободы воли и бессмертия души, которое манифестируется в первой критике, Кант несомненно верит и в первое и второе. Бессмертие души и свобода воли восстанавливаются в правах во второй критике. Это восстановление и есть апологетика Канта, которая превращает его в религиозного мыслителя.
Отвечая на главный вопрос встречи – возможно ли сделать категорический императив практическим правилом современной жизни? – участники сошлись в мнении, что эта задача довольно трудная. Категорический императив – это идеал, стремится к которому можно и нужно, но говорить о нем как об этической норме современного общества, мягко говоря, преждевременно. Так или иначе, в своих трудах Кант указал для человечества вектор развития – честность, правдивость, миролюбие, объединение. Хочется верить, что человечество продолжает двигаться в направлении, указанном мыслителем, а не супротив него. Такой оптимистичный вывод стал итогом круглого стола.
В конце встречи организаторы анонсировали еще два мероприятия, посвященных философии Канта, которые пройдут в апреле и в мае 2024 года, и объявили о конкурсе научных статей и издании сборника «Четвертая критика: наследники Канта», которые издательство «Русская философия» осуществит в 2024 году.
Ссылка для просмотра записи круглого стола: https://www.youtube.com/live/2Kzhtb9wSC0?si=ywx507OISrfWfCgl
Купно заедино!
Вместе заодно!