Сорное время соборные люди!
На прошлой неделе на философской карте России произошло значимое событие: Региональное Объединенное Движение «Русская Философия» во второй раз созвало Большой Философский Собор. Собор – особый жанр философского полилога, в котором участвуют около 70 представителей современной русской гуманитарной науки и искусства. Этот жанр призван не только соединить между собой высказывания плеяды мыслителей на заданную тему, но и провести исследования актуальных тенденций в обществе современных интеллектуалов. Фокус внимания Большого Философского Собора был направлен на такие явления как Русская Идея и Русский миф.
В воскресный день 3-го декабря 2023 года в Москве под покровом небывалого снегопада прошёл очный день Второго Большого Философского Собора «Русский миф как основание Русской Идеи. Антропологические доводы». Большой Философский Собор проходил в он-лайн формате в течении шести дней, а в седьмой день участников и зрителей этого масштабного мероприятия пригласили на встречу, которая прошла в конференц-зале Международного Института Информатики Экономики Управления и Права. По итогам собора проводится голосование, вы можете принять участие по ссылке.
Участники Движения «Русская Философия» и докладчики
Встреча была очной, однако она предполагала сеанс связи с он-лайн участниками для обмена мнениями. На собрании присутствовали такие современные русские философы и гости как Инна Бирич, Валерий Инюшин, Анастасия Криман, Ростислав Амелин, Вячеслав Дмитриев, Владимир Видеманн, Илья Храбров, Светлана Кройцер, Артур Цыбиков. Пришли так же и зрители Собора, включая молодого философа Максима Розенберга, который, претендуя на звание самого активного зрителя, задавал вопросы и комментировал доклады участников в течении всех семи дней мероприятия.
Большой Философский Собор проводится Движением «Русская Философия» уже во второй раз. Первый Собор, созванный силами движения в 2022-ом году, был посвящён Русской Идее и её онтологическому статусу. В течении семи дней велась открытая трансляция в сети интернет, а после события все доклады были представлены общественности в форме видеороликов и текстов на сайте Собора. Кроме того, Издательский Дом «Русская Философия» издал сборник докладов, куда вошло 65 оригинальных текстов от ведущих мыслителей.
В этом году Собор продолжил исследовать Русскую Идею, но скорректировал угол зрения: было предложено рассмотреть русский миф как основание Русской Идеи, и в итоге этого рассмотрения сформулировать антропологические доводы – то есть суждения о том, какими качествами обладает русский человек. Среди докладчиков Собора были Бронислав Виногродский, Сергей Переслегин, Александр Секацкий, Эдуард Бояков, Олег Гринько, Евгений Пустошкин, Владимир Мартынов, Валерий Инюшин, Ростислав Амелин, Анастасия Криман, Валерий Коровин, Вячеслав Моисеев, Сергей Ключников, Василий Матонин и многие другие. Все доклады Вы можете посмотреть по ссылке, воспользовавшись таймингом в описании к видео для выбора конкретных докладов.
Участники Движения «Русская Философия», докладчики и гости.
Мероприятие открылось итоговым словом от Председателя Движения «Русская философия». После этого участниками Движения был зачитан доклад, который состоял из видеофильма и текста, посвященному тождеству русского мифа и русского слова. Этот тезис был предложен философам для дискуссии и полемики. И она не заставила себя ждать.
Предоставим палитру мнений о русском мифе от участников очного дня:
Видеманн В.В.:
Мы везде видим этот гностический момент, то есть отождествление человека с космосом. Ну, вот, собственно говоря, космизм, космический Христос или там какой-нибудь космический гигант или антропоцентризм в современной науке — это тоже принцип космического человека, то есть человек постигает вселенную, постигает бытие. Но постигает именно как человек, а не как некое отвлечённые какое-то существо, то есть идея человеческого – как идея центрального свидетельства. Человека тут нельзя, конечно, редуцировать к чисто биологическому человеку, к анатомическому человеку.
Если я в своём лично выступлении упоминал мультикультурализм, он сейчас поджимается мультинатурализмом: это не просто разные культуры, а разная природа. Я бы внёс третий термин на базе выступления Переслегина — мультикогнитивзм, что вот эти когнитивные модели, они тоже разные, тут своя специфика, и в этом смысле русская культура обладает автономной научной школой, обладает большим культурным наследием. Мультикогнитивизм — фокус или такая определённая линза, которая позволяет человеку воспринять реальность.
Так ведь искусственный интеллект, или искусственная речь, по сути дела, как ни странно, напоминает наши поиски, что мы пытаемся собрать как можно больше, как бы вот оцифровать нашу окружающую культурную реальность, историческую и найти какую-то логику, какие-то законы, то есть получить некий интуитивный ответ от этого центрального логоса, то есть что же это такое. И вот мы пытаемся всё это переработать, забросить в нашу программу и посмотреть, какой будет ответ: в данном случае интуитивный. А программы искусственного интеллекта они, собственно говоря, решают ту же самую проблему. В этом плане я рискну обозначить такой термин, как именно русский искусственный интеллект, то есть программы по разработке искусственного интеллекта, но которые были бы построены на базе отечественной математики, физики, когнитивистики и всего остального.
Дмитриев В.Е.:
В заключение хочу сказать самое главное: спасибо, конечно, за труд и настойчивость тех, кто вот как-то проводил и организовывал этот Собор. Мы знаем, сколько времени и сил это занимает. Хочется сказать спасибо тем, кто выступал, потому что, собственно, их выступление это и есть сам Собор. Они создают нам и круг знакомства, и круг общения, они ищут здесь и союзничество, и противостояния. Какова цель Собора? Найти место всем, создать какую-то среду, и, если мы на каком-то витке, строить общие дискуссии, общие проекты, вести какую-то совместную работу. В ходе вот всего, всех этих усилий, русская философия станет приобретать большую значимость, чем она имеет сейчас в интеллектуальной среде. Ну, можно сказать, что тогда Собор выполнил свою миссию и нас двинул в этом направлении, поэтому всем спасибо за участие. Мы ещё будем продолжать обсуждать все эти доклады. С моей точки зрения, Собор ещё не закончился, он только начинается, у нас предстоит ещё не меньше полугода обсуждения, и мы будем всех приглашать, кто выступает, и с ними разговаривать, и тогда уже более подробно обсудим всё содержание Собора Спасибо всем.
Бирич И.А.:
Я делаю такой вывод: проблема русской идеи действительно является сейчас сердцевиной дум нашего населения. Мы угадали, но мы угадали это ещё год назад, а вы, организаторы, угадали ещё раньше, потому что вы соединились и организовали своё общественное движение ещё раньше, представив себе, что интерес в эту сторону будет нарастать безусловно потому, что есть какая-то брешь в сознании нашего населения, которое сейчас просто забаррикадировано, люди не хотят ничего знать. Всё, что делается, ни во внешнем мире (пока это внешнее не влезает в личную жизнь), ни то, что делается во внутреннем мире. А мы с вами знаем, что во внешнем мире, то и во внутреннем мире. И вот сейчас наш русский человек действительно спит в прямом смысле слова. И тот, кто его разбудит — знаете, как Ленин сказал, что Герцен разбудил социал-демократов, вот и мы, по всей видимости, это русское сознание сейчас пытаемся разбудить. Но пока ещё не пушками, а очень мелодичным звоном.
Амелин Р.М.:
И вот это тело которое спит. Может лететь метеорит, а тело спит, и телу очень хорошо, всё прекрасно, но этот метеорит может упасть на тело, и дальше уже сон прекратится. И сейчас, мне кажется, что вот это вот тело духовное русское находится в опасном сне. Этот сон должен прекратиться, а для этого телу нужна голова. И эта голова должна быть устроена как собор, как некий мозг, состоящий из думающих клеток этого тела. Но это предложение туда куда-то, к спящему телу, и, мне кажется, что этот поиск русской идеи в любом случае упрётся в будущее. В прошлом есть только зёрна.
Пустошкин Е.А.:
Как говорил американский интересный мыслитель, осмысляющий технологии, что будущее уже есть, оно неравномерно распределено, у нас есть множество знаний о природе человека из разных дисциплин, мы просто ими не обмениваемся, мы не стягиваем воедино, мы их не знаем. И, конечно же, я считаю, что очень необходимо, когда мы работаем с какими-то концепциями в третьем лице, всегда возвращаться к человеку, к первому лицу и ко второму лицу, то есть к диалогу, всегда необходимо изучать самого субъекта и философия - это стяжание мудрости, которое может происходить и на катафатическом уровне и на апофатический уровне.
Онтология всегда приземляется в наш конкретно воплощённый телесно, воплощённый социально, воплощённый человеческий дух. Этот конкретный и относительный планы реальности, которые включают в себя какие-то индивидуальные феномены и коллективные феномены в их историческом развёртывании. Нам необходимо производить возврат сначала к человеку, то есть то, что мы здесь делаем, возврат к себе, к своей субъектности, понять смиренно и мудро о том, какое пространство мы занимаем, что за тело у нас, как мы телесно воплощены, и по возвращению к человеку, после этого, мы можем совершить возврат источнику, что человек на самом деле — это одновременно и конечный результат, и портал.
Криман А.И.:
Почему не надо говорить через «не»? Отталкиваться от не, от нехватки, во-первых, действительно, это линейный дискурс, то есть в любом случае позиционировать движение линейное, и потеря концентрации и так далее — это абсолютно не нужно. Я считаю, что нужно вот это в плане рецепта искоренять в себе. Мы спим, не спим, где мы спим. Чего-то у нас не хватает, всего хватает, а то, что не хватает — это тоже хватает, это алхимические принципы. Нехватка — это не значит отсутствие. Это как Фуко говорил, чтобы снова начать мыслить, надо избавляться от этих наслоений, нагромождений по поводу нехватки и рефлексии над этим. Это нам не нужно, нам нужно, всё чтобы было хорошо. А как всё будет хорошо? (….)
Сейчас новое происходит в связывании, в отношениях между самостями. В этом плане тоже наш собор это и есть в каком-то смысле отношения по связи.
С полной транскрипцией очного дня вы можете ознакомиться по ссылкам: Часть Первая и Часть Вторая.
Участники Движения «Русская Философия», докладчики и гости читают тезисы
Кульминацией встречи был соборное оглашение: организаторы предложили философам и гостям встать в полукруг и сообща прочесть 63 тезиса о русском мифе, собранных в ходе семидневного мероприятия. Инна Бирич попросила всех читать «с выражением и с душой». В заключительной стадии события участники Движения представили книги Издательского Дома «Русская Философия». Прошло торжественное вручение подарков: Инна Алексеевна Бирич подарила Движению книгу "Московский Сократ: Н.Ф. Федоров":
Инна Алексеевна Бирич вручает "Московского Сократа" директору Движения «Русская Философия» Евгению Сергеевичу Кирилловых
Директор Движения "Русская Философия" Евгений Сергеевич Кирилловых передал в дар сборник Первого Большого Философского Собора президенту Международного института информатики, управления, экономики и права Хренкову Александру Викторовичу и другим участникам очного собрания.
Директор Движения «Русская Философия» Евгений Сергеевич Кирилловых и Президент Международного института информатики, управления, экономики и права Хренков Александр Викторович
Торжественное подписание сборника Первого Большого Философского Собора
Выражаем огромную благодарность за информационную поддержку, содействие в организации и проведении седьмого очного дня Хренкову Александру Викторовичу!
Предлагаем Вашему вниманию заслушать видео-обращение Хренкова Александра Викторовича к Большому Философскому собору по ссылке.
Участники команды Движения «Русская Философия» и Оргкомитета Второго Большого Философского Собора
Выражаем искреннюю благодарность всем, кто помог этому событию свершиться! Заслушав слова благодарности, русские философские соборяне приступили к неофициальному кулуарному общению в буфете.
Телеграм-канал Второго Большого Философского Собора: https://t.me/rusobor2
В канале Вы можете познакомиться и пообщаться с докладчиками, участвовать в разборе каждого доклада и внести свой вклад в развитие Русской Философии.
Сайт Первого Большого Философского Собора - пройти по ссылке.
Сайт Второго Большого Философского Собора - пройти по ссылке.
Просмотр всех дней Второго Большого Философского Собора доступен по ссылке.
Всем соборное!
Всем русское!
Всем человеческое!
Купно Заедино, Уважаемые Участники!
Вместе Заодно!