Первый раз в первый класс 1 декабря. Это был важный для нас день. Трудный и напористый. Мы хотели, чтобы "философия случилась", но случилась ли она? Вот отзывы наших гостей, участников и организаторов (авторская орфография сохранена).
Симпозиум. Взгляд не избалованного русскими философскими изысканиями человека.
К сожалению, из-за постоянного контакта с участниками симпозиума, мне так и не удалось целиком и полностью услышать хоть одно выступление философов.
Но!
Напишу немного о самом событии.
Ожидала большее количество гостей/участников, но присутствовало около сорока участников, что, наоборот, позволило немного вздохнуть в, и без того окутанном ванильным дымом, помещении.
Это был разрыв. Разрыв шаблона проведения философских встреч. Само место, сама атмосфера и сами организаторы (наши совсем молодые математики) задали тон всей тусовке. Отсутствие Председателя взбудоражило математиков, ввело в легкий ступор Владимира, но все собрались и сделали это! Или не сделали?
Ведущие из-за не достаточно качественной подготовки стушевались, и в итоге вполне неплохо отыграли свои роли. Начало было положено. Молитва прочитана. Действия начались.
Буланов В.В. - первый участник, который сразу понял, что происходит и выкинул в урну свой доклад. Интересный и необычный человек, который заслуживает пристального внимания Движения, на мой взгляд. Сама внешность, то, что он своей проявленностью создаёт вокруг себя, выделяет его среди других участников симпозиума. Этот философ по праву занял первое место и забрал, по собственному выбору, "Философское пособие" Были споры, выкрики, сомнения - кипела жизнь. Выступали и молодые философы - Барановский Дмитрий, с которым сразу решено было подписать трудовой договор. Присутствовали совершенно новые для меня люди - Шишкалов Владимир. МедведОподобный человек рассказывал о языке и о словообразовании. Издательство "Традиция" издаёт его книгу по этой теме. И Другие-другие представители философского общества, с трудами которых мне ещё предстоит познакомиться.
Анна представила молодых философов - в них есть огонь. Это наше будущее. На их вопросы философы с удовольствием и интересом отвечали, что не может не радовать. Анной был задан самый важный, на мой взгляд, вопрос всего мероприятия: "Интересны ли вы, философы, сами себе?". Хочется верить, что хоть кто-то из маститых философов задумался.
Но состоялась ли ФИЛОСОФИЯ? Было ли это интересно мне, с точки зрения чего-то большего, чем просто мероприятие в рамках деятельности "РОД"РФ".
Увы, но нет. Хочется философии ЗАпредельной. Чего-то, о чем даже помыслить страшно. О чем-то, что оставит неизгладимый след в моем бытии и что перевернёт или же утвердит! меня в моем Я.
Хочется верить, что все ещё случится, что всему ещё Быть.
Это мой первый опыт в организации и проведении мероприятий. Есть чему поучиться. Есть к чему стремиться. Выводы сделаны, опыт получен. Спасибо за такую возможность!
Ангелина - секретарь Движения
Фрустрация - термин в социологии и психологии, подразумевающий разочарование и неоправданность ожиданий. Его можно применить, скажем, к выпускникам, не нашедшим работу по специальности, или даже целым поколениям, чьи мечты оказались тщетны и развеялись, как туман.
Фрустрация как обман ожидаемого оказалась и на Симпозиуме. Кто бы, перечитывая и правя доклад перед выступлением, мог ожидать, что главной составляющей формата доклада будет отсутствие формата (ну, в строгом понимании).
"Разорвать шаблон" неожиданностью, заставить быстро адаптировать и спровоцировать атрибутированный сопричастностью к философии субъект к, собственно, философствованию - потрясающий драматический прием.! Направление было задано.
Безусловно, удалось не все - не сразу ясна фабула, трудно приспособиться к новому сюжету, отказ от школярности редко бывает простым... Но разве человеку до рождения не требуется 9 месяцев вынашиваения и несколько часов родовых мук.?
Сколь негативной коннотацией обладает фрустрация в перечисленных наук, столь же, на наш взгляд, положительным оказался философский эффект от нее.
Суждено ли философии на Симпозиумах ОДРФ продолжаться или начинаться заново каждый раз - во всяком случае, я желаю удачи организаторам и выражаю надежду на содействие в этом процессе.!
Дмитрий Барановский
Рефлексия несказАнной речи.
С праздником! Приветствую вас уважаемые философы, любители философии и просто люди сочувствующие! Сегодня я хочу взять пафосную ноту, которая благодаря грекам может вместить в себя и страстную пылкость, но и содержать трагическую ноту. Это уж как пойдет(улыбаюсь). Сегодняшнее мероприятие нельзя назвать ординарным по многим причинам. Во-первых Время. Время и Место и Люди. Время диктует говорить, ибо нельзя смолчать, Место окутано мифологемой, Люди- выстраданные каждым по своему. Симпосий- совместное действие, соучастие. Попросту ритуализированное пиршество, которое подразумевает веселье. Вопрос о возможности русской философии переносит нас к дискурсу о том, жива она или мертва, а возможно ей предуготовленно родиться. Понятно, что я говорю о себе, мертв я или право имею философствовать. Философия, как путь, философия, как уровень бытия, философия как признак жизни, а значит свободы, в начале от, далее возможно для. При определенной форме бытия, смерть и рождение равные категории только равно отдаленные друг от друга во времени. В первом случае это освобождение, во втором? Что есть жизнь? Вот тут и начинается философия. Различение основных категорий, которые свойственны всем историческим эпохам, но которые всегда имеют свои философемы и спикуляции. И поэтому наше событие - со-Бытие. Возможность соучастия, дабы сослужить службу и призвать ведомых и не ведомых богов на наш пир. Праздник другими словами. Дословно означающий — отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное (небытовое, мифическое) значение и связанное с культурной или религиозной традицией. Да, сегодня праздник философии! И пусть она свершится сегодня между нами, ибо готовы мы гореть в ее огне.
Далее хор. Молитва философа. Ремарка(не слова про экзистенцию) молчание.
Родион -третье лицо Философии
Спасибо за вечер! Мне было интересно. Совершенно неакадемическое мероприятие. Изумительный фруктовый чай и очень вкусные баранки.
В принципе мне понравилось все. Пожалуй, только две детали отмечу в качестве критики.
Ведро "для докладов" - забавная и хорошая идея. Я, кстати, доклад так и не написал. Но. Как правило, подготовить доклад стоит большого труда. Мне было бы неприятно плоды своего труда сразу выбрасывать в ведро. Я уважаю свой труд. С идеей не зачитывать доклады полностью согласен, но имхо ведро было лишним.
И еще по поводу музыки во время выступлений. Идея тоже классная. Но в двух случаях музыка мешала мне воспринимать выступающего (а должна помогать). Это когда выступал Мясоедов Юрий Александрович и еще до него кто-то. Уж очень там она была в одном случае детективной, а в другом оригинальной (что-то то ли капало, то ли скреблось), что вызывало совершенно конкретные ассоциации, отвлекающие от речи выступающего. Но это тоже мое личное восприятие.
Ну а так, пожалуй, и все. Вообще все было хорошо, уютно, интересно. К сожалению, не смог быть до окончания, т.к. был занят работой.
С благодарностью,
Павел Валерьевич Герасимов
Было или не было?
Самое яркое событие Симпозиума - напиток смерти и Философ, который отважился его выпить и выбросить доклад. Общее ощущение Ожидания. Я ждала, что кто-то придет и зажжет огонь в нас, в Академиках. Или ждала живых идей, возмущения в пространстве. Но, этого не произошло.
В какой-то момент я поймала себя на мысли, что мне невыносимо скучно слушать бесконечные книжные цитаты выступающих! Раздавались эхом фамилии - Хайдеггер, Ницше… Ни одной своей мысли.
Считаю - мы не дожали. Растерялись, затушевались. Нужно было Дерзить, возмущать! Вынудить Философов ФИЛОСОФСТВОВАТЬ!!!
И все же, мы справились! Первый Симпозиум был! Будет и Второй и Третий. И случится с нами Философия! Желаю нам для этого Огня!
Огневушка.
В прошлую субботу прошёл первый философский симпозиум, где было представлено молодёжное движение «Молодые философы».
Окунаясь в мир философии, наблюдая за старшими философами, я ощущала какую-то особую энергетику. Знаете, не было той академичности, к которой я привыкла на подобных мероприятиях, была дружелюбная атмосфера, хотя без споров, конечно, не обошлось.
Хочется выразить огромную благодарность организаторам, старшим философам и участникам этого симпозиума.
Ну, а у нас была возможность философствовать не только по средствам этой группы, но и в жизни)
Там Вы могли наблюдать философию!
Мария Суворова
«Говорящие головы». Записки с философского фронта.
И снова война. И снова бой. И снова первый день зимы. Война, которая началась во имя возрождения, во имя очищения имени филоСофия. Война между стремящимися стать возлюбленными и уверенно влюбленными с замоленными отношениями. Небо и стены темно-бардового цвета, цвета проливаемой крови во имя Твое. Но Ты нас не слышишь. Бойцы влюбленных заслонили свет от Тебя своими телами. Попытка первая пробиться к Тебе, вызывает молчание. Временное молчание взывает к влюбленным и, кажется, на мгновение они прозревают и стена из тел разряжается. Появляются мельчайшие просветы среди толпы. Но я не вижу Тебя сквозь эти капилляры, откройся же мне! Молчание в ответ... Отчаяние? Нет! Настал час перерыва в битве для подкрепления бойцов. Собраться с силами, продумать стратегический подход. Вторая часть. Настало время для попытки стать любимыми Тобой. Бойцы влюбленных покинули частично фронт. Возлюбленные начали огонь! Все живо, не томливо. Но где же Ты? Смотри! Может не в то, Она хотела бы влюбиться без ума? Или попытка подступиться все таки была? Вторая часть была вполне мила, но для войны достаточно слаба. Отдельные герои влюбленных, в попытке перейти на сторону добра, были награждены сполна! В конце очередного боя и вдохновения для следующих боев, был проведен концерт во славу Русского покоя.
И я там бился средь «Богов», в попытке хлебнуть горя. Но мало сил я приложил, Тобой я так и не прожил.
Ревизор.
Очень рад, что мой жест был не бессмыслен. Прошедший симпозиум, конечно, имел определенные недостатки (например, нередко происходил срыв диалога в ценностный конфликт, иногда участники не могли в достаточной мере отойти от монологической коммуникативной установки, неуместной на симпозиуме). Но сам замысел симпозиума гениален - создано коммуникативное пространство, располагающее к диалогичности, придуманы веселые задания, стимулирующие личностное самопреодоление (урна для докладов, "цикута"), было новаторски сформулировано проблемное поле симпозиума, конкурс с призами также стимулировал творчество и личностное самовыражение. Я убеждён в том, что следующий симпозиум необходимо провести и он, несомненно, будет совершеннее.
С уважением и искренней благодарностью, Владимир Буланов.
Академические сети зарастают живую мысль. Мы трепыхаемся как мальки в сетях и немного раздергиваем академиков. Скука и тоска по свежей воде. Наши мятные встречи на этом фоне обретают значительно большую ценность. Грустно смотреть в тусклые глаза и растянутые свитера людей, кто выбрал философию делом своей жизни. Они нас перевесили, но их философское судно все же, если не накренилось, то заскрипело. Немногие нашли в себе Иное, чтобы вступить в свободный диалог. Все же греческие философские посиделки и русские попытки прикоснуться к философии - это очевидно разные вещи. Удивительно, что многим не интересно слушать кого-либо кроме себя, чтобы казаться интересным себе самому. Сложилось впечатление, что все сидят каждый в своей концепции, каждый со своим драгоценным мнением и выходить из рамок - это не по-философски. Но это не значит, что не надо пытаться расшевелить русскую мыслящую элитарную тину. Нужно искать формы, совершать жесты. К которым мы еще, как оказалось не совсем готовы. Что точно надо делать в следующие события, так в начале четко определять форму для участников, спикеров, чтобы это опять не превратилось в свободный микрофон: "посмотрите на меня, у меня есть мнение, и я его придерживаюсь". Весь день пыталась понять: для кого это все? Если для нас, то почему все отсиживаются и ждут чего-то, а не принимают командное активное участие, как заинтересованные лица?
Алена Суворова
Эхо симпозиума русских философов.
А чего мы ждали?
Чтобы ошарашить академика на то что его Философия и не Философия вовсе- ума много не надо- надо много дерзости. Примерно с дерзостью и граничил формат происходящего, от музыки во время выступления, до попыток стереть имена пытающихся выступить философов.
Много говорили что Философия это мысль живая, но при этом так никто из дерзких самородков примера и не подал. Организаторы задали высокую планку, но увы, сами ее не удержали. Хотя старались, было видно, каждый в меру своих сил, по- своему.
А неформат формата рвал естественный шаблон, в умах людей оформленных иным порядком.
Оттого и послевкусие приятное - у гостей.
И чувство горечи от недостаточности - у организаторов.
Ну что же, желаю нам поднатореть в философских осмыслениях, дабы свежий бриз происшедшего мероприятия набирал силу и леденил сердца.
И пусть когда- нибудь наше знание тревожит души тех кто уже знает!
ПБ
Шаманская болезнь философа
Я всегда представляла себе момент, когда «философия случается» эдаким сдвигом точки сборки - все меняется кардинально, восприятие уже не может развидеть то, что увидело, а ты никогда не будешь прежним. Это страшно и прекрасно, как страшна любая смерть, как прекрасно любое начало (a.k.a. инициация). Конечно, при сдвиге точки сборки нет понимания, анализа того, что происходит, но мне почему то кажется, что когда «философия случается» именно аналитический ум замолкает, отдавая деревянный меч тому, кто над ним.. Такова моя интуиция - потому что нельзя выйти из пещеры задумчиво погладив бороду и сказав: «однако, Хьюстон у нас проблемы». Нет, это должно быть головокружение, вертиго, потеря точки опоры, падение, парение, беспрепятственность , полет.Случилось ли что-то подобное на нашем симпозиуме? Все скажут, что нет 🙂 Кроме одного блика, в который Человек отважился выпить цикуту и открыть дверь урагану, но дверь-то была нарисованная.. Поэтому ничего не произошло нового, но зато качественное, душевное, привычное старое.Впрочем, что, мы правда ожидали чего-то иного??? Глупцы :)Философия редко случается из ниоткуда. К ней нужна особая подготовка, которая выходит за рамки программы симпозиума, организационных деталей и даже наших сетований на то, что «все не то».Чтобы философия случилась к этому надо подойти с настороженной серьезностью подготовки к мистерии и инициации. Как долго Дон Хуан учил своего Карлоса видеть иначе? Через какие испытание он его толкал? Ну а если Дон Хуан это слишком нью-эйдж, то давайте обратимся ко всеобщей истории, чья память генными узелками еще живет в нашей крови, и посмотрим на шаманов с двумя зрачками. Легко ли было стать шаманом? Помимо Призвания нужно было еще выжить в процессе шаманской болезни, безжалостного алхимического separatio, зубами вырвать себя у небытия. Мог ли человек стать шаманом просто посетив шаманскую конференцию? Ответ очевиден. Но также очевиден он и для философии. Можно говорить о философии сколько угодно, и эти разговоры, очевидно, весьма привлекательны для мужчин за 50. Но философийность не происходит на таких встречах. Это практически невозможно, кроме редких случаев всегда неожиданной Милости свыше. Поэтому не будем строги к нашим гостям. Но будем строги к себе? Готовились ли мы к симпозиуму так, как готовились шаманы к своему призванию - молитвами, постами, аскезами, пограничностью? Готовы ли мы были умереть и, возможно, не возродится (не всегда же у сказок хороший конец?). Ответ тоже ясен.
Безмолвная-С
Было интересно экспериментировать со звуком в течение симпосиума. Радостно, что концертная программа удалась.
Технически микрофоны оказались не подходящими.
Было интересно заметить в себе способность и желание включиться в беседу, и сказать пару слов на вопрос молодого философа.
Вторая часть, где был интерактивный с молодыми философами - оживил беседу. Было ярко и интересно.
Мара