31 мая в Международном институте информатики, управления, экономики и права (МИИУЭП), состоялся круглый стол, посвященный проблемам метафизики в философии: "Иммануил Кант. Метафизика после метафизики". Организатором мероприятия выступило Региональное Объединенное Движение «Русская Философия».
В течение 5 часов о перспективах посткантовской философии говорило множество философов, в том числе и по видеосвязи. Организаторы рассказали, какие цели ставят перед собой в этом событии:
«Мы хотим поговорить о современной метафизике, о том, как она изменилась после философии Канта и что из себя представляет сейчас. Лучшие тексты круглого стола войдут в сборник «4 критика. Наследие Канта». Во время мероприятия участники отвечали на вопросы:
— Возможна ли метафизика после Канта?
— Что такое метафизика в современной интерпретации?
— Есть ли будущее у метафизики?
— Зачем она нужна человеку вообще и русскому человеку в частности?
Мероприятие началось с выступления директора Движения Евгения Сергеевича Кирилловых, который назвал мероприятие резюмирующим аккордом в рамках празднования 300-летнего юбилея Иммануила Канта.
После этого слово взял один из ведущих мероприятия – участник Движения и кандидат философских наук Дмитрий Владимирович Барановский. Дмитрий Владимирович отметил, что вопросы, поставленные Кантом никогда не потеряют актуальности, ибо это предельные вопросы, которые человек ставит с раннего детства (Конечна ли вселенная и т.д.), поэтому мы обречены задавать метафизические вопросы. Метафизика неизбежна.
Далее слово взял Роман Викторович Светлов, доктор философских наук, профессор, писатель, директор высшей школы философии, истории и социальных наук БФУ им. Канта. Он рассказал о конкурсе "Вещь в себе", организованном РОД «Русская Философия» совместно с БФУ им. Канта, отметил образовательный потенциал подобных мероприятий. Отвечая на вопросы ведущего, Роман Викторович произнес слова, которые могли бы стать девизом мероприятия: если философии в России нет, ее надо создать и в этом перспектива нашей отечественной метафизика.
Следующий докладчик, Дмитрий Александрович Посконный, советник президента НОЧУ ВО МИИУЭП, соруководитель центра макроэкономических исследований, спикер общества «Знание», профессор международной академии Архитектуры отделение в г. Москва выступил с темой доклада: "Метафизика после Канта как методология повышения эффективности получения научного знания".
Дмитрий Александрович говорил о перспективах расширения новейшей науки с помощью метафизического аппарата и образе будущей метафизики: "Формирование новейшей метафизики должно быть соединено не только с появлением не просто метафизических синтетических суждений, но еще и с проверкой и дальнейшей аналитической обработкой". Метафизика будущего должна соединить условно априорное (внеопытное) с апостериорным( опытным) в единое архитектурное целое. Метафизика должна объединять и стать единой интегрирующей средой.
После этого выступил с приветствием Президент МИИУЭП Хренков Александр Викторович, который подчеркнул важность сотрудничества МИИУЭП и РОД «Русской Философии», науки и философии: "Философы всегда двигали науку вперед, и чтобы выйти за грань известного, необходима плодотворная работа философов. Одной из таких граней является человеческое мышление, которое всегда двигало и будет двигать человечество вперед".
Далее выступил Андрей Анатольевич Сафонов, участник Движения, писатель, преподаватель БФУ имени Канта с докладом "Символизм и философия непостижимого как ключ к посткантовской метафизике".
По мнению докладчика, Кант повернул метафизику на 90 градусов, если ранее она мыслила себе имманентной плоскости ноуменального и считала его прозрачным для рацио, то Кант сделав ноуменальное непостижимой вещью в себе поставил нас лицом к лицу с тайной.
Метафизика в такой перспективе становится философией непостижимого, философией символа и философией творчества. На этих трех векторах можно строить самобытную русскую метафизику уходящую корнями к Канту.
Метафизика непостижимого становится своеобразным искусством палимпсеста, где за каждым открывающимся слоем таится новый. Далее докладчик поделился примером такого метафизического палимпсеста, зачитав главу из философского романа «В лабиринтах чистого разума», который пишут участники движения.
Эстафету перехватил другой участник Движения – философ и поэт Илья Коноплев, который видит посткантовскую метафизику как практическую дисциплину, как практику радикальной честности, безжалостного сострадания и трансцендентального солипсизма. "Практическая метафизика после Канта ставит нас в позицию, когда другой это тоже Я, именно поэтому я исключаю всякую жалость (индульгирование), поскольку развитие другого, как развитие самого себя есть моя цель и, следовательно, я абсолютно честен перед собой и другим. Соблюдение этих трех принципов – заповеди новой практической метафизики".
Своеобразный противовес посткантовской метафизики предложил Андрей Александрович Зворыкин, член федеральной ставки ЕСМ, заместитель руководителя ЕСМ, выступивший с докладом "Метафизика вечности: критика кантианства у теоретиков интегрального традиционализма (Генон, Эвола)".
В своем докладе "Метафизика вечности: критика кантианства у теоретиков интегрального традиционализма (Генон, Эвола)" он говорил о том, что Иммануил Кант как один их основных мыслителей нового времени внес вклад в разрушение естественной гармонии традиционной метафизики, а деятельности школы интегрального традиционализма вернули в область философии метафизические нормы принципа и вечности, дав Канту решительный отпор.
С неожиданной, очень современной и прикладной интерпретацией кантианства выступил Чжен Артем Олегович, аналитик данных, магистрант МГТУ им. Баумана, автор телеграмм-канала Ковенант. Тема его доклада "Метафизика пользовательского опыта: как технологические решения предопределяют наше поведение в цифровой реальности".
Докладчик рассказал о проблематике пользовательской свободы, возникающей в следствии технологических ограничений и в поисках решений обратился к наследию Канта. Разделение философом реальности на область феноменального, в котором царит детерминизм и ноуменального в котором возможна свобода оказывается применимым в метафизике пользовательского опыта, в ее случае феноменальным становится уровень программного обеспечения, а ноуменальным -уровень самостоятельного принятия решений. Такой подход позволяет сохранить понятие свободной воли у пользователя, без которого невозможно законодательство в области IT– технологий.
Завершил первую секцию Стасенко Серафим Станиславович, аспирант НИУ ВШЭ Школа философских наук с темой "Отношение Канта к мистике. Грезы духовидца".
Докладчик рассказал об отношении Канта к Сведенборгу и мистике в целом. Мистические учения не совместимы с логикой Канта, т.к. последняя опирается на радикальное разделение духовного и материального, берущее начало у Декарта.
В такой перспективе становятся невозможными переходы между двумя областями необходимые в алхимии, герметизме, магии и т.д. Но несмотря на свой скепсис, Кант непосредственно примыкает к традиции немецкого романтизма, который развивает многие мистические идеи.
Далее последовало краткое сообщение от Давыдовой Ренаты Юнировны, руководителя секции молодых ученых РАН на котором она рассказала о деятельности молодежной секции РАН, о возможности реализации молодежи на примере проектов "Молодежь и дети" и "Путь в науку", о важности связи поколений, преемственности и возрождении отечественной научной традиции.
Второе Отделение открыл философ и руководитель московского отделения РОД "Русская Философия" Гесер Юрьевич Дашинимаев с темой "Метафизика, принцип трансцендентности и его возможность". Докладчик отметил, что трансцендентный принцип имплицитно присущ всякому знанию.
Критическая философия Канта оказала колоссальное влияние на современный мир. Кант утверждает, что традиционное метафизическое мышление догматично в самой своей сути, это связано. Вместе с тем необходимо отметить, что кантовское учение о чистом разуме привело к понятию антиномий, как неразрешимых противоречий, в которые впадает разум.
Таким образом Кант продемонстрировал противоречивость метафизики. Вместе с тем, следует отметить, что современное научное рациональное знание имплицитно подразумевает метафизические вопросы (о первоначале, Боге, душе), но при этом игнорирует. Однако эти вопросы неустранимы, они изначально заданы в человеческом существе.
По мнению докладчика современная наука исключает метафизическую проблематику, однако она никуда не исчезает, поскольку метафизические вопросы изначально заданы в человеческом существе. Метафизическое знание недоступно и философии, т.к. оно сверхрационально, а следовательно, к нему неприменимы кантовские ограничения. «Метафизика всеобща и тотальна. Это совокупность сверхчеловеческого божественного знания. Она по ту сторону всякого противоречия».
Анастасия Криман, кандидат философских наук, выступила с докладом на тему: "В чем виноват Кант и как нам быть с мифом о человеке".
Далее своими мыслями с нами поделился художник и молодой философ Ростислав Максимович Амелин , обозначив ключевые точки размышления:
- После Канта стала невозможна Аристотелевская метафизика вещей.
- В дальнейшем разум и его суждения так же подверглись критике, как явления языковые, а значит не априорные, и выход к трансцендентной реальности был закрыт самой природой мышления.
- В 21 веке органическая природа мышления несколько приоткрылась, и это позволяет взглянуть на язык как явление органическое, и органику — как явление трансцендентное, предшествующее жизни и всем суждениям о реальности.
- Органическая метафизика не создана, не осознана, и в ней мы все равно упираемся в барьер языкового мышления о жизни, о ее органических основаниях, однако именно в ней, прежде всего, стоит искать выход к пониманию кантовских трансценденций: мира, души и Бога — ведь мы способны познавать их лишь в органической форме существования.
Из художественного мира мы перенеслись в мир философско-мистический и музыкальный, где Анна Алексеевна Степанова, участница Движения, философствующий музыкант и писательница, поделилась с нами своими наработками в теме "Русская метафизика. От Молчания к Безмолвию. Искусство за пределами искусства".
Красной нитью доклада стала идея о том, что все соответствует Духу Времени, человечество находится в состоянии перехода между циклами. Приводим краткие тезисы доклада:
1. Гипотезы Парменида становятся актуальными и затрагивают темы: Всевместительства, Культура Русского Молчания, философию Древнего Китая, Искусственный Интеллект, Русский Космос.
2. В русской культуре находятся неожиданные всплески идей и знаний. Примерами являются: Скрябин, Малевич, Кандинский, Шнитке, Введенский и другие.
3. Красота непостижима, естественна и проста. Красота обнажает любое притворство и искусственность. Красота спасет мир от искусства.
4. Тайна Времени, которая отсылает нас к работам Флоренского, Ясперса, Юнгера, Козырева, Бахтиярова и других. Предлагается рассмотреть тезис: "скорость тьмы быстрее скорости света".
Так как метафизика как таковая мистична и непостижима, участница Движения считает, что будущее русской философии непосредственно связано с разными формами искусства, которые человек не может воспринимать как искусство. Черный квадрат Малевича, 4:33 Джона Кейджа, визуальная музыка Скрябина - это преддверие чего-то нового. "Русский человек обладает этой атмосферой непостижимого, потому я полагаю, что именно русский мир сейчас является основной движущей силой в этом переходе Духа Времени из одного состояния в другое", подытожила Анна.
Последним завершающим выступлением нас порадовал Максим Александрович Розенберг, юное дарование, школьник, интересующийся большой философией и судьбами наций, с темой "Метафизика России". Тезисы выступления:
1. Русская Метафизическая Философия имеет древние корни, ибо подлинная метафизика это движение Вверх, к Богу, а на Руси издревле все молились и наша страна — Оплот Христианского Благочестия, Бастион Европы, Третий Рим.
2. С одной стороны Мы являемся очень духовным, цельным Народом, имеющим в своей природе строгое Благочестие.
3. С другой стороны Мы неистовый Народ.
И если для эллинов неистовство было в дионисиях, в трансгрессии, то Русское Неистовство наоборот проявляется в мощном дерзновении на Пути к Богу.
4. К Русским метафизикам можно отнести Исихастов, Юродивых, Старцев.
5. Несмотря на то, что может показаться, что мы ушли от метафизики, мы снова для нее открываемся в связи с тем, что сейчас происходят масштабные события, прикрывающие нам метафизические пласты.
Мероприятие удостоил своим присутствием Президент НОЧУ ВО МИИУЭП Хренков Александр Викторович, выразив свою надежду и веру в будущее России, молодых философов и дальнейшее сотрудничество с РОД "Русская Философия".
В завершении мероприятия Анна Алексеевна презентовала книги Издательского Дома "Русская Философия" и мы обменялись подарками: Евгений Сергеевич подарил Ренате Юнировне "Философию женского рода", и мы в свою очередь получили в подарок "Судьбы Творцов российской науки и культуры" издания МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет глобальных процессов.
Видео-запись круглого стола Вы можете посмотреть по ссылкам:
1. КС "И. Кант: метафизика после метафизики", ссылка на Отделение Первое.
2. КС "И. Кант: метафизика после метафизики", ссылка на Отделение Второе.
Купно Заедино!
Вместе Заодно!