Пост-релиз круглого стола «Философия карты: построение карты Русской Философии от теории к практике Обучения Служением»

Пост-релиз круглого стола «Философия карты: построение карты Русской Философии от теории к практике Обучения Служением»

Ключевые итоги мероприятия

18 июля 2025 года студенты БФУ им. И. Канта представили результаты уникального проекта в рамках образовательного модуля «Обучение служением». В ходе круглого стола 5 исследовательских групп защитили проекты, посвящённые преемственности идей в русской философии через схемы «Учитель–ученик». Работа велась под кураторством Регионального Объединенного Движения «Русская Философия» (РОД РФ).

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Д.С. Батков открыл конференцию, подчеркнув социальную миссию проекта: сохранение интеллектуального наследия через диалог поколений.

Ю.П. Зубарева (руководитель практики от РОД РФ) обозначила этапы работы: от выбора философов до создания карты преемственности «Русской философии».

400be8ce eae8 4bf2 b130 fc81934dedc5

Модуль обучение Служением реализуется по поручению Президента РФ.

II. Защита проектов

Каждая группа представила:

1. Философа-респондента и мотивы выбора;

2. Ключевую проблему (утрата механизмов передачи традиций);

3. Методы исследования: анализ трудов, интервью, компаративный анализ;

4. Схемы преемственности с демонстрацией связей «учитель → ученик».

Группы и философы:

1. Группа 1 (Л.С. Сироткина-Примак)

Выявила влияние В.Н. Брюшинкина на формирование Калининградской логической школы.

Ключевая идея: связь естественного мышления с логическими процедурами.

6429bbd8 20a0 45bb b2e9 864aae49dac9

2. Группа 2 (В.Е. Дмитриев)

Исследовала противоречивое наследие школы «Анонсенс»: синтез идей Щедровицкого, Мамардашвили и славянофильства.

Гипотеза: Дмитриев развивал философию через опровержение учителей (Геренок, Мамардашвили).

73dc3fd5 39f4 4287 927a a2a9f85cb593

49e80354 3939 46bd a676 a66a657ba75f

3. Группа 3 (С.В. Луговой)

Проследила путь от переводчика Канта до Кантоведческой школы Л.А. Калиникова.

Акцент: роль латинского языка и советского академического контекста.

c22c368e 56dd 424a a591 9b00ea850e79

4. Группа 4 (Ю.В. Громыко)

Доказала синтез «кантианства» (Щедровицкий) и «гегельянства» (Ильенков) в СМД-методологии.

Инсайт: идеи Фихте как недостающее звено в русской философии.

4610e280 eb6f 4af0 807f 8971dbd56665

5. Группа 5 (И.С. Кузнецова)

Реконструировала ленинградскую линию от Шпета до Бранского.

Уточнение (от И.С. Кузнецовой): схема требует дополнения учителями советской эпохи (Овчинников, Кисель).

138c6d48 2db5 4456 89a4 5559eca1bfdd

III. Оценка проектов

Эксперты РОД РФ отметили глубину исследований:

Александр Зубарев: «Схемы выявили “невидимые” связи: от Челпанова к московскому методологическому кружку».

Любовь Цой: «Вы сохранили живое мышление — это главное достижение!».

Проекты приняты для интеграции в интерактивную карту РОД РФ.

IV. Дискуссия

Тема: «Карта Русской Философии в обществе».

Ключевые тезисы:

Карта делает философию инструментом национальной идентичности (Ю.П. Зубарева).

Применение: образование, популяризация науки, противодействие «разрыву поколений».

Публикация материалов: тексты интервью и схемы будут доступны на сайте РОД РФ.

V. Заключение

Итоги:

• Созданы 5 схем преемственности, выявлены «белые пятна» в истории русской философии.

• Проект подтвердил: советская философия — не «застой», а лаборатория идей (на примере школ Ильенкова, Щедровицкого, Бранского).

Перспективы:

• Расширение карты: включение региональных школ.

• Публикация сборника интервью к декабрю 2025 г.

____________________________________

Цитата дня

«Философская практика — это служение культуре мышления. Ваши схемы оживили древо русской мысли, корни которого в диалоге учителя и ученика».

Любовь Цой, к. соц. н., эксперт

Организаторы:

БФУ им. И. Канта, Региональное Объединенное Движение «Русская Философия».