29 октября 2018 г. в рамках Объединенного движения «Русская философия» состоялся круглый стол: «Трансгуманизм в контексте современной философской культуры: pro et contra».
Это первое крупное мероприятие движения, посвященное обсуждению актуальной темы современности. И судя по количеству пришедших и качеству обсуждения разговор состоялся. Конечно, поставленная цель – активизировать в философском сообществе критический дискурс относительно феномена трансгуманизма – на одном мероприятии не могла быть достигнута. Но это первый, вполне результативный итог. Можно собрать первый урожай.
Модераторами круглого стола были Андрей Викторович Суворов – председатель Объединенного движения «Русская философия» и Владимир Владимирович Варава – заместитель председателя. Им удалось сохранить необходимое равновесие, чтобы дискуссия не выходила за рамки политкорректности, и чтобы дать возможность высказаться как можно большему количеству участников. А желающих было много. Мероприятие продлилось более трех часов, не считая еще двух в кулуарах.
Главными выступающими и наиболее активными в обсуждении были Валерия Прайд (трансгуманистическое общество), Игорь Кирилюк (трансгуманистическое общество), Елена Милова (активист движения за радикальное продление жизни), Анастасия Гачева (ИМЛИ РАН им. А.М. Горького), Вячеслав Дмитриев (МГУ им. М.В. Ломоносова), Иван Кондратьев («Фонд Здравомыслие»), Анастасия Криман (МГУ им. М.В. Ломоносова), Андрей Бычков (писатель). Были и другие выступавшие, которые своими вопросами и репликами создавали необходимый уровень профессиональной дискуссии.
В своем вступительном слове В. Варава обозначил те философские контексты, в которых возможен разговор о трансгуманизме. Это философия Николая Федорова и Фридриха Ницше, если речь идет о XIX веке. Философское пространство современности конечно более разнообразно и благоприятно для появления таких движений как трансгуманизм. Это и философия постмодерна, которая значительно расшатала устои классической рациональности, это и биоцентриские идеи о конце человеческой исключительности, это и разные проекты не/человеческой феноменологии, находящие свое выражение в медийной культуре, особенно в жанре хоррора, это и синергийная антропология, разрабатываемая в контексте исихастской духовности и многое другое.
Все эти направления говорят о предельном антропологическом опыте, расширяя существующие антропологические границы, легитимизованные логоцентристской метафизикой. Именно здесь и возможно ставить вопрос о реальности/нереальности, нужности/ненужности тех антропологических трансформаций, которые предлагает трансгуманизм.
Удалось ли это сделать? Скорее нет, чем да. Но один большой позитивный вывод есть. В очередной раз стало понятно, что вопрос о человеке еще не ставился с той силой и остротой, как того требует современность, бросающая свои вызовы. Трансгумангизм – это конечно вызов. Можно на него не отвечать, не замечать. Но лучше все-таки ответить, привлекая арсенал и классической и неклассической философии. В этом плане как раз порадовали философы-аспиранты из МГУ и ВШЭ, которые как раз и пытались разговор направить в философское русло, прекрасно понимая, что только в таком контексте он имеет смысл.
Страсти, как говорится, кипели. Было много достаточно острых, но и порой веселых моментов, которые объединяли собравшихся. Например, после доклада Валерии Прайд организаторам пришла идея о новой оппозиции: «трансгуманисты-философы», которая пришла на смену прежним, таким как верующие- неверующие, материалисты-идеалисты, физики-лирики и проч.
Затрагивались и очень серьезные вопросы о старости, болезнях, смерти и бессмертии, но именно здесь и обнаруживалось существенное расхождение в понимании природы человека, его назначения, цели и смысла. Здесь расхождения могли приобрести конфликтную форму, как часто бывает на подобных довольно рискованных встречах идейных противников.
Но удалось не выйти за рамки приличия, и кажется, что и у сторонников, и у противников трансгуманизма осталось все-таки благоприятное опущение и желание продолжить общение в таком формате. Поэтому прямо на круглом столе и родилась идея оперативно выпустить сборник материалов по результатам этой встречи. И затем устроить следующее, уже более предметное обсуждение вопросов, связанных с перспективами человеческого существования.