Поиск русской идеи – одна из ключевых проблем русской литературы и философии. Отсюда большое многообразие концепций, каждая из которых претендует на верховенство. При этом предпочесть какую-либо из версий до сих пор не представляется возможным, так как каждая из них игнорирует существенные моменты, из-за чего за кругом, очерченным тем или иным вариантом русской идеи, оказывается довольно много несогласных с ним людей. Так, философы, которые полагают, что в основе русской идеи должно лежать христианское миропонимание, забывают, что в нашей стране довольно много мусульман и теперь уже и атеистов: статистика показывает, что атеисты – это вторая по численности конфессия в Российской Федерации. Те, кто полагает, что в основе ценностного базиса должно лежать западноевропейское понимание права и свободы, забывают о самобытности русской культуры. Панслависты не учли, что не все славяне готовы признать лидерство русских, а сторонники сближения с Востоком и Азией, видимо, не до конца осознают мощь и пассионарную заряженность этих народов, которой в настоящий момент русскому миру нечего противопоставить.
До сих пор наибольшим объединительным потенциалом обладала русская идея, сформулированная коммунистами. Успех этой идеологии во многом был обусловлен тем, что марксисты-ленинисты, будучи продолжателями западничества, всё же учли важность коллективизма для русского человека, т. е. не посчитали зазорным обогатить западничество элементами славянофильства. Итог – наша страна при Советах достигла пика своего могущества (надеюсь, не последнего). Однако после развала Советского Союза пришлось заново определять, какой ценностный код в состоянии интегрировать наше дезинтегрированное общество. И в этой сфере есть новости.
Дело в том, что поиски русской идеи не являются монополией литераторов и философов. Их ведут, возможно, иногда слишком механистично, социологи, юристы, маркетологи. В частности, недавно вышла статья "Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России", где ряд исследователей, один из них член-корреспондент РАН, другой – замглавы Администрации Президента РФ, предлагают в качестве ценностной основы нашего общества выделить пять элементов: патриотизм (для уровня страны), доверие к общественным институтам (для уровня государства), согласие (для уровня общества), традиции (для уровня семьи), созидание (для уровня человека).
Насколько удачной является эта попытка, каждый может оценить, самостоятельно ознакомившись с текстом статьи. Отмечу только, что с социально-философской точки зрения довольно примечательным и тревожным фактом является то, что авторы на ценностном уровне решили разделить понятия "страны" и "государства", тем самым закрепив на аксиологическом уровне раскол в нашем обществе, связанный с утратой доверия граждан по отношению к государственным институтам, протест, который можно выразить упрощенной формулой: "Страну люблю, государство ненавижу".
Вместе с тем особого внимания исследователей, на мой взгляд, заслуживает Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809, который перевел рефлексию о русской идее из плоскости теоретизирования в плоскость практической реализации. В нем сформулирован ценностный базис, который, по сути, и является той самой искомой русской идеей или выражением того, что значит быть частью русского мира сегодня. Что важно, Указ этот принят в развитие Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. То есть созвучные жителям России и представителям русского мира ценности стали объектом такой же защиты, как, например, территориальная целостность или суверенитет Российской Федерации.
"5. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России".
Как я уже говорил, согласно социологическим исследованиям второй по численности конфессией в современной России являются атеисты. Так, по официальным данным к православию себя относят 66 % населения, к неверующим – 14 %, на третьем месте мусульмане – 6 %. Так вот, о социально-философской зрелости Указа № 809 свидетельствует то, что в нем чуть ли не впервые за долгое время появляется понятие "неверующие". То есть наконец в крайне важном с аксиологической точки зрения документе признали существование десятков миллионов людей, которые отождествляют себя в первую очередь с семидесятилетней историей Советской России. Таким образом, мы видим важную попытку на законодательном уровне восстановить преемственность поколений и непрерывность исторической памяти народа.
Пример Указа № 809 демонстрирует, что теоретическая дискуссия о русской идее давно уже перешла в стадию практической реализации, т. е. теоретический дискурс трансформировался в новую государственную онтологию посредством формально-юридических методов.
Пять онтологических оснований русской идеи
Географический фактор – русская идея разворачивается в крайне многообразном и обширном пространстве, что откладывает отпечаток на характер народа.
Историческая память – русская идея разворачивается также во времени, причем, что немаловажно, само российское государство, пожалуй, является одним из наиболее укорененных во времени государств среди европейских держав, среди азиатских тоже.
Превалирование духовного над материальным – если бы комфорт, стяжательство, накопление были бы в приоритете, огромное государство с обширными зонами экстремального земледелия было бы невозможным, мы бы не вышли за пределы Киевского княжества.
Устремленность в будущее – русская идея в будущем укоренена даже больше, чем в прошлом.
Язык – русская идея максимально старается актуализироваться через русский язык, пока есть носители языка, у русской идеи есть максимально удобный и подходящий инструмент для выражения и ретрансляции.