И.А. Дмитриева, «Современная экспликация “русской идеи”»

Попробуем ответить на поставленные ниже три вопроса, которые помогут провести до известной степени классификацию доклада.

1. На кого ссылается докладчик при теоретическом построении?
2. Какие концепты использует докладчик?
3. Через какие области знания докладчик рассматривает русскую идею?

1. В докладе И.А. Дмитриева упоминает Ф.М. Достоевского, Вл.С. Соловьева, И.В. Киреевского. Причем, Достоевский и Соловьев возникают в контексте формулирования «концепта “русская идея”», а Киреевский — как один из авторов интуиции «живого знания», в которой докладчик находит отражение своим представлениям о бытийном (не только рациональном) характере русской идеи.

2. В первую очередь, И.А. Дмитриева разделяет широкое и узкое понимание русской идеи: «Широко она понимается как идея, которая живет в русском народе с его зарождения и реализуется в его действиях. А узкая идея сформулирована Достоевским во второй половине XIX века, с его формулировкой русская идея обсуждалась и развивалась в русской философии».
Кроме русской идеи, в докладе Дмитриевой возникают концепты печали, плача, этическая установка «жить по совести» («жить не по лжи»), единства людей, России как особого «срединного» государства, имеющего «особое место», философский концепт смеха, смысла и бессмыслицы.

3. И.А. Дмитриева рассматривает русскую идею преимущественно в философском ракурсе, однажды обращаясь к истории России. Существенно подчеркнуть, что докладчик ставит в центр своего доклада современное состояние русской идеи.