Доклад 28 Бирич И. А. Русская идея: антропологические основания

doklad 28 birich ia russidea site

Инна Алексеевна Бирич

Русская идея: антропологические основания

Тезисы доклада

Историософия России состоит из нескольких этапов:

  1. Славянский языческий период. центральный миф зафиксирован в современном русском языке, в особой энергетике наших нравственных понятий. Трехчастность мироздания с главными богами в каждой из них, их имена оставили свой след в нашей живой речи, определяя наши ценностные ориентиры на интуитивном уровне. Все народное декоративно-прикладное искусство восточных славян (от вышивки до резьбы по дереву) с его солярными знаками рассказывает о единстве нашего древнего миросозерцания и потому его символизм.
  2. Восточно-христианский. Христианство было приняло народами Руси по принципам красоты, сходства организации литургического года с солнечным кругом в году, близости славянам христианских заповедей о кротости, о смирении, о бесхитростности, об искренности, о любви, обращенных к внутреннему миру человека: между законом и благодатью народ выбрал благодать.
  3. Двоеверие. Наши предки искренно восприняли новое миросозерцание. Но и своих старых богов они тоже не забывали, так как поддержка земледелия была вопросом выживания народа.
  4. Период проводи Сергия Радонежского. Сергий Радонежский, основав в 1340-е годы Троицкий монастырь, что «на Маковце» близ Москвы, создал в нем образцовую школу духовности и святости. «Именно им впервые в полной мере было рассмотрено и найдено верное решение проблемы целеполагания воспитания как формирования целостного человека, раскрытое в сложном религиозном понятии ²Троица² и реализованное в его воспитательной деятельности» [Сергий Радонежский /Сост. В.М. Петров; коммент. И.А. Бирич. – М.: ИД Шалвы Амонашвили, 2000. – c.17].
  5. Защита древней благодати во время церковного раскола. В движении старообрядцев, бежавших от реформ патриарха Никона, рождается легенда о русском рае –Беловодье. В представлении старообрядцев Беловодье – рай на земле, войти в который может только тот, кто чист душой.
  6. Формирование отечественного образования в тесной связи с историософией провиденциального характера. Развитиерусского самосознания может соответствовать и требованиям современного разума, и современному состоянию науки, но оно должно, писал И.Киреевский, «уничтожить болезненное противоречие между умом и верою, между убеждениями и внутреннею жизнью души». [Киреевский И.В., Отрывки // ПСС. В 2-х т. Т. 2.М.: А.И. Кошелев, 1861. [4], — c.331-332]
  7. Появление народной школы. Мощная методологическая и теоретическая база образования потребовала своей практической реализации. Были разработаны самобытные педагогические концепции, направленные на духовное и нравственное воспитание детей, опирающееся на самобытность метафорического глубинного народного мышления и их творческий потенциал.
  8. Создание советской школы, В советское время актуальность «русской идеи» как цель нравственного возрастания сознания «нового человека» сохранилась только в применении к образовательному процессу, одной из сторон которого было «интернациональное воспитание». В 1960 гг. русская идея приобрела космический оттенок.
  9. Расцвет советской фантастики. На путях философии русского космизма и веры в нравственную мощь человека видели будущее планеты наши писатели-фантасты (от А. Беляева до И. Ефремов0а) и ученые (от К. Циолковского до В. Вернадского). они были первыми в утверждении антропного принципа Вселенной, который был научно доказан лишь в конце ХХ века.
  10. Пути современности. Детство – вот где должна сегодня работать русская идея! Остальное со временем приложится. Необходимо нам вернуться к детям и им вернутьощущение заботы Родины, духовную радость общейцелеустремленности и взаимовыручки, ответственность за Землю, так характерныедля народной жизни, вернуть веру в человека как божье творение.