Философы в поисках русского мифа

Философы в поисках русского мифа

Как уже было отмечено ведущими мыслителями Движения, в ходе проведения «Большого Философского Собора» о поиске Русской идеи, осталась практически не исследована сфера иррационального – того, что принято в философии называть «Мифом».

27 июля в лектории Движения состоялся круглый стол «В поисках русского мифа», в ходе которого участники обсудили иррациональные элементы Русской идеи.

Проведя "Большой Философский Собор: Об основаниях Русской Идеи. Онтологические доводы", мы выяснили, что Русская идея не всегда может быть сформулирована на языке логики, что в ней присутствует некая иррациональность. Вот почему русская философия – это не всегда строгая дисциплина — она содержит плеяду озарений, которые требуют как логических конструкций, так и поэтических образов.

Круглый стол «В поисках русского мифа» стал площадкой для поиска ответов на вопросы:

  • Что есть миф как таковой?
  • Каковы отличительные черты русского мифа?
  • Какие пласты есть в русской мифологии?
  • Возможно ли сотворение русского мифа в будущем?
  • Какие ключевые образы и сюжеты есть у русского мифа?
1111111111111111111111111111111111111111111111111111
Философы в поисках русского мифа 12

Директор РОД "Русская философия" Евгений Сергеевич Кирилловых:

"В основе нашего Движения стоит концепция новой коммунитарной философии. Она зародилась с того момента, когда мы начали размышлять о феномене соборности и его свойствах".

По словам Евгения Сергеевича, тема круглого стола посвящена либо поиску русского мифа, либо проектированию. Русский миф можно обнаружить, создать или сотворить? С этими вопросами он обратился к философам.

Чуланский Алексей Луардович, поэт, ведущий передачи "Орнамент" о метафизической поэзии, член Добровольного Общества Охраны Стрекоз, участник транс-ритуальной перфоманс-группы "Север" выступил с докладом «“Инициатическое путешествие героя” в русском (индоевропейском-индославском) мифе. Гимны соме в “Ригведе”. Избушка на курьих ножках. Орнаментальные мотивы в работах Билибина».

2222222222222222222222
Философы в поисках русского мифа 13
33333333333333333333
Философы в поисках русского мифа 14

Вспоминая отрывок из поэмы "Руслан и Людмила" поэта Александра Пушкина, "У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей", Алексей Чуланский признался, что его всегда интересовало, что это за изба без окон и без дверей. Исследователь отметил. что видел избушки и в Гималаях, где их возводили с ритуальными целями.

444444444444444444444444444444
Философы в поисках русского мифа 15

А.Л.Чуланский рассказал, как в 90-е наткнулся в сети на упоминание о немецких исследованиях 20-х годов о традициях шаманов севера России, Финляндии и Швеции, в которых говорится, что такие избушки действительно строили без окон и без дверей на территории Скандинавии. В них залезали путём заныра через специальный лаз. Строили же такие просторные избушки на местах скопления грибов, в частности, мухоморов. Закладывали в них печь, чтобы какое-то время можно было в них находиться с целью вхождения в транс, помогая бубном. Так шаманы путешествовали по определённым местам, чтобы излечивать людей. В шаманских практиках Сибири и Алтая Небесами управляет Тенгри-хан. На Земле царствует Ульгень-хан. В нижних же мирах творит Эрлик-Хан. Шаманы считали, что часть похищенной души заболевшего находится в нижних мирах, и было три пути (Мирча Элиаде "Шаманизм. Архаические техники экстаза"), по которым шаман мог попасть в нижний мир.

Первый путь — слабый шаман излечивает больного с помощью камлания, применяет свои способы, опускается в нижний мир и встречается с его обитателями, и если ему хватает энергии, то он возвращает часть души больного, и тот выздоравливает. Если же энергии мало, то он может остаться навсегда.

Второй путь — сильный шаман, имеющий духов-покровителей, спускается в нижний мир, и больной человек встаёт на ноги.

Третий путь — аудиенция, которая относится уже к другой теме.

Чуланский приводит выдержки из священной книги Ригведа, в которой люди с помощью давильных камней и процеживания изготавливают сому - волшебный напиток.
"10 Очищаются соки сомы, капли, Лучше всех находящие выход для нас, (Которые,) когда они выжаты, беспорочные друзья, Благожелательные, находящие небо.

11 Выжатые давильными камнями, Заметные на шкуре коровы … (Своими) руками (, чтобы он оказался) в реках.

14 Живые соки сомы очищаются, (Превращаясь) в пьянящий напиток, На поверхности океана, (эти) хранители мудрости …

6 Где брахман, о Павамана, Ведя метрическую речь, С давильным камнем ( в руке) чувствует себя великим у сомы С помощью сомы порождая блаженство: - Для Индры, о капля, растекайся вокруг!

7 Где немеркнущий свет, В (том) мире, где помещено солнце, Туда помести меня, Павамана, В бессмертный нерушимый мир! Для Индры, о капля, растекайся вокруг!"

По словам докладчика, Новгородская земля, на рубеже 3-4 тысячелетия до нашей эры, представляла из себя совершенно иной мир, с другой температурой, в котором, судя по изображениям (на орнаментах, гуслях и т.д.), люди поклонялись ящерам.

Чуланский отмечает, что руководитель индийского национально-освободительного движения, ученый и мыслитель Бал Гангадхар Тилак, утверждавший, что прародина ариев существовала в арктическом регионе, в своём труде "Арктическая родина в Ведах" писал о том, что когда девушка вступала в брак со своим суженым, по традиции обязана была выйти и сказать, что видит Дхрува-локу — Полярную звезду (хотя в Индии Полярная звезда не видна).

На вопрос о том, русский миф можно обнаружить, создать или сотворить, Алексей Луардович отметил, что, конечно же, его можно обнаружить, потому что это наши корни.

6666666666666666666
Философы в поисках русского мифа 16

Илья Александрович Коноплёв, поэт, участник Движения высказал интересный исторический факт о том, что были народы-микофилы и микофобы, боявшиеся грибов. "В основе сомы — цветок, который не имеет листьев, а только стебель, и соцветия его подобны солнцу…"

77777777777777777777777777777777
Философы в поисках русского мифа 17

Бирич Инна Алексеевна, доктор философских наук, профессор МГПУ, специалист по философской антропологии и философии русского космизма выступила с докладом "Язык как основной миф русского этноса".

Инна Алексеевна отметила, что в русском языке есть необычное явление, при котором значение слова меняется и рождается новое слово, как только корень встречается с определёнными приставками и суффиксами.

"Мой интерес к слову пошёл по другому пути — от чистого языкознания к наполнению аксиологическому, наполнению смыслами – не только неологизмов, но и старых, известных слов, которые становятся основой для метафор".

Инна Алексеевна уверена: язык работает не только для того, чтобы называть этот мир. У языка есть определённая особая функция, на которую выходят поэты, писатели, иногда философы…

Корни, приставки и суффиксы имеют отдельные значения, воздействующие на наши чувства. Метафора сильна своим чувством. Слово есть свёрнутая фраза.

По словам И.А. Бирич, Слово имеет функцию не только называть, но и эмоциональное значение, если люди общаются между собой. Кроме того, есть и духовная функция Слова, которую подтверждает существование метафор.

Троичность описания мира в декоративном искусстве можно найти в зодчестве, резьбе (традиционные избы) — в котором выражена модель мира. Слова шаманов — тоже весьма древняя модель мира. Если же обращаться к славянскому этносу, который уже ощутил себя как этнос, то можно увидеть другую самостоятельную модель мира.

Инна Алексеевна отметила, что деление мира на три уровня — характерная черта для всех древних народов, но шаманы — ещё древнее. Структурное представление о мироздании, считает И.А. Бирич, является более поздним представлением и связано с расширением территории, населяемой этносом. Первобытные представления о мире, по словам Инны Алексеевны, не имели строгой структурности.

Профессор Борис Рыбаков называет имена Богов через обрядовые тексты, связанные с образом жизни славянских предков.

"Имя Рода, Лады, Лели и других богов — это очень стройная система, я тут же вспоминаю слова с этими корнями. В начале было слово, и слово было Бог – вот что лежит в основе того древнего русского языка, название которому мы определяем. Праславянский, общемировой или сугубо русский, который сохранился в единственном живом языке, несущем древние корни — вот наш основной Миф, мироздание которого зафиксировано в нашем языке со всеми функциями, присущими этим трём мирам (Прави, Яви и Нави)".

8888888888888
Философы в поисках русского мифа 18

По словам Инны Алексеевны, верхний, невидимый мир имеет корни… Все эти слова воздействуют на наши эмоции и наш дух. Правда – она и есть правда, а кривда (как часть правды) — никогда не будет иметь положительного значения. Правду надо защищать, а кривда сама себя выдаёт, как бы она ни наряжалась. Это мироздание в нашем мифе имеет позитивный творческий характер.

Из имён Божественного мира и состоят главные слова русского человека, которые ребёнок впитывает только из книг, а не из компьютера, потому что он создан другими людьми.

"Я считаю философию русской культурой за тысячелетия. Вот от этих мифов, которые я привожу через принятие христианства, двоеверие, сказки, жития наших святых".

Бирич рассказала о своём опыте с молодёжью: "Я говорю им – выберите любую русскую сказку и покажите, как работает древний миф, и это представление о внутреннем богатстве христианского человека".

"Я показываю узоры на шали — каждый узор по отдельности. Но когда я показываю целостный узор на шали — это есть мироздание для русского человека, которая сохранилась даже через промышленное печатание шалей".

Женщина, через узоры (Макошь), несёт в себе всю троичность мироздания.

Инна Алексеевна отметила, что готова читать цикл лекций на данную тему.

"Через это можно провести системность русского менталитета, которая выходит на сознательный уровень. Сома же из мухоморов выводит на несознательный уровень. Надо ли это делать? Антропологический рост человека возможен только в сознательном состоянии".

Даже полушария мозга разделили на правое и левое. Однако будущее связано с таким сознанием, работой правого и левого полушария, когда оно вновь обретает синтетичность. Ребёнок рождается с синтетическим образом мышления, в школе мы делим его пополам, а потом он ищет смысл жизни, чтобы вновь вернуть синтетичность взгляда на мир.

По словам Инны Алексеевны, ноосфера, о которой писал Вернадский, невозможна, пока человек бьётся в Интернете как муха в стакане.

"Вот что значит "слово работает". Неслучайно в русском языке сеть называют паутиной. Мы бьёмся как мухи, а из нас пьют…".

Отвечая на вопрос где происходит встреча, когда миф начал развиваться в языке, Инна Алексеевна предположила, что это произошло, когда руны перешли в письменность.

"Руны и есть первичные звуковые вибрации, которые пытались знаками зафиксировать. Любой язык начинался с этого. И продолжение этого можно увидеть в глаголице, когда вводятся звуки, а это эмоции. Именно тогда фраза начинает обладать аксиологией, ценностным характером".

Инна Алексеевна посетовала, что современные люди, особенно молодые, так привыкли в нашему или своему монологу, что совершенно утеряли потребность в диалоге. Послушать эту интонацию, почувствовать эмоции ближнего - мы это теряем.

Отвечая на вопрос ведущего, Инна Алексеевна выразила уверенность в том, что Русский Миф скажется сам, если его спрашивать, если есть метафоры, если проговариваться, если есть зов.

999999999
Философы в поисках русского мифа 19

Жигалкин Сергей Александрович, философ, издатель, переводчик, автор книг и статей о метафизике времени выступил с докладом "Проблема русского мифа: ложные пути".

По словам Сергея Александровича, ситуация такова, что старые идеалы разрушены, а куда двигаться неясно.

"Когда мы говорим "русский миф", важно определиться с понятиями русского или российского. Страна у нас не русская, а российская. Здесь много религий, национальностей, древних корней".

При этом, когда американские СМИ пишут о России, то в негативном контексте всегда используют эпитет "русский", а в более-менее положительном ключе - "российский". Они прекрасно знают разницу между русским и российским.

Говоря о том, куда должна двигаться русская философия, Сергей Александрович высказался категорично: "Только лишь научного знания недостаточно. Мы нуждаемся в абсолютно живой силе, энергии, которая действительно откроет входы в иные измерения".

Жигалкин напомнил, что за последнюю тысячу лет Россия претерпела две радикальных смены парадигмы. Из языческой Россия вошла в христианскую парадигму, которая продлилась тысячу лет.

Россия приняла готовое здание христианской метафизики и обрядовой стороны и взяла на себя роль её хранителя. Земная жизнь была ступенью в другой мир. Вся православная церковь к XIX веку стала приобретать механический характер, терять силу. Обрядовая стороны оставалась, но метафизика ушла в тень, была заменена на мораль. Это прекрасно понимали русские философы, которые старались придать вес метафизике христианства. Похожий процесс был в эпоху Ренессанса в Европе, когда философы пытались возродить античный мир.

При этом, по словам Сергея Александровича советская и западная парадигмы XX века шли по одному пути.

"Пора искать путь к реальному источнику… Когда парадигма слабеет, рушится, возникает шатание. Нового пока нет, поэтому на первый план выходят творческие люди — философы, поэты, музыканты. Как правило, они одиноки, не объединены традицией, единым фундаментом, находятся в поиске. Именно на них следует делать ставку".

Если иные измерения есть, то задача людей, которые ищут русскую идентичность, — выход в иной мир. Это и будет идентичностью.

На вопрос ведущего, что можно сделать с Мифом, Сергей Александрович ответил, что русский миф необходимо открыть, и это станет проводником для всех остальных миров.

Говоря об основных чертах Русского мифа в современном мире, Жигалкин выразил скепсис по поводу того, что русский человек является носителем чего-то уникального и древнего.

"Самое главное — последняя глубина души, или то, что мы называем сердцем… Есть сердце — это чистая иррациональная сила, вокруг которой должны вращаться ум, разум и интеллект. Именно сердце питает их. Нужно лишь уединиться, открыть в себе последнюю глубину и тогда человек получит ориентир".

100000000000000000
Философы в поисках русского мифа 20

Илья Александрович Коноплёв, поэт, участник Движения, выступил с презентацией карты "Пребывание, Исхождение, Возвращение: десять стадий русского мифа", созданной по следам экспедиции "В поисках русского мифа". Илья Александрович от имени Движения предположил, что для того, чтобы понять Русскую идею, нужно увидеть её как миф.

Он приводит ключевые тезисы философов о Русском мифе:

  1. Неизбежность и не-уничтожимость мифа. Мифологическое мышление укоренено в самом языке, это метод работы со словом, поэтому оно неизбежно и неуничтожимо (Александр Афанасьевич Потебня).
  2. Миф содержит мудрость. Одно из откровений русского мифа – тайна всеобщей солидарности, единства всего живого (Евгений Николаевич Трубецкой).
  3. Морфология русского мифа — это диалектика и синтез христианского мифа и прароссианского сверх-народного мифа. Итог этой диалектики — внутреннее предчувствие всемирной миссии, высшей правды, которую должен утвердить на Земле именно русский народ (Даниил Леонидович Андреев).

Русские мыслят пребывание на Земле как страдание, независимо от парадигмы.

"Когда-то произошла большая война, раскол, и мы (русские) пришли к состоянию раздробленности".

Какие стадии нам предстоят? Пока известна лишь первая стадия — "Вопрошание" (Арджуна вопрошает и получает ответ от Кришны).

Новый русский миф возрождается, поэтому необходимо прислушиваться к народу, к творческой интеллигенции. Герой нового русского мифа — соборный, коммунитарный. Не одиночка, а группа.

Илья Александрович согласился с мнением Инны Бирич о том, что Русский миф — это русский язык.

"Нас объединяет то, что мы говорим и мыслим на русском языке — это и есть то поле, в котором нам следует искать Русскую идею".

В своём резюме Евгений Сергеевич Кирилловых отметил следующие аспекты к исследованию заданной темы:

  1. Проектирование русского философского мифа, как когнитивный подход к построению новейшего представления о развитии современной русской мысли.
  2. Культура, духовная традиция, как очаги влияния на преобразование русского языкового пространства, устной и письменной речи.
  3. Феномен мифа, его осмысление со стороны Логоса. Возможные пути преодоления языковых барьеров и возврат к мифосу, как фундаментальному проявлению сознания к мышлению. В завершающем слове было отмечено, что тема проектирования русского философского мифа будет и далее в приоритете «Движения» и станет заглавной темой Второго Большого Философского Собора, который состоится в ноябре-декабре 2023 года. Купно заедино! Вместе заодно!
ласт
Философы в поисках русского мифа 21